При храме Иконы Божьей Матери
«Всех Скорбящих Радость»
на Большой Ордынке,
г. Москва

Звоните нам с 10.00 до 21.00:
Приходите в мастерскую:
пн -пт с 10.00 до 21.00, сб. с 13.00 до 18.00.
м. Новокузнецкая, Пятницкая улица, 3/4 стр.2
Поиск иконы по алфавиту
 



Статьи

Иконописная мастерская – культурное наследие внутреннего миссионерства

Автор: Бревнова Ю.А. канд. культурологии, помощник художественного руководителя иконописной мастерской во имя святого преподобного Алипия Печерского. Мазина Л. В. заместитель директора иконописной мастерской во имя святого преподобного Алипия Печерского.
Иконопись зародилась ещё в апостольские времена. По преданию, в первом веке от Рождества Христова, первая икона Пресвятой Богородицы была написана еще при ее жизни апостолом Лукой на простой деревянной столешнице. С тех пор иконопись создает священные изображения, которые призваны возводить молящегося от образа к первообразу.  «Икона является своего рода окном в духовный мир» [2].
Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура стала родоначальницей национальных иконописных школ, в том числе,  Древнерусской. Русские иконописцы перенимали знания у византийских мастеров, многие из которых творили на землях Древней Руси. Первый известный по имени русский иконописец – святой Алипий Печерский. Он с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Святой никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. В честь него и названа
наша мастерская.
Преемственность через строгое послушание учителю играло важнейшую роль в обучении художников, продолжении и поддержании древнейшей традиции иконописания, соблюдения не только технологий производства, но и сохранение духовной составляющей творчества.
Классикой русской иконописи можно назвать  работы мастеров московской школы, расцвет которой пришелся на конец 14 –начало 15 веков. Именно в этот период творили выдающиеся мастера: Феофан Грек, преп. Андрей Рублев, Даниил Черный. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия. Стиль московской школы отличался классическими строгими и правильными пропорциями фигур, ликов, элементов иконописных композиций. Культурное наследие этой школы дало русскому народу образцы уникальных икон, в которых достигнута та неуловимая гармония между материальным и духовным, чувственным и сверхчувственным, к которой стремились мастера на протяжении всей
истории иконописи. Этого стиля придерживаются в своих работах современные художники иконописной мастерской во имя преподобного Алипия Печерского.
В современной России православное сознание только начинает возвращаться к народу. Если раньше, в период иконоборчества, христиане спасли и сохранили икону, стремясь таким образом сохранить свою веру, то теперь, икона, как миссионер, приходя к людям, несет им частицы православной традиции. Воспроизводя мысль митрополита Илариона, можно
сказать, что если раньше Церковь боролась за икону, то теперь икона борется за Церковь[1].  Именно через иконопочитание многие люди становятся на путь к храму. Таким образом, раскрывается внутреннее миссионерство иконописной мастерской  как связующего звена между современным человеком и церковью.
На сегодняшний день древняя традиция иконописания поддерживается иконописными мастерскими в Санкт-Петербурге, Владимире, Ярославле и других городах России. В Москве древнюю традицию и технологии создания   иконописного образа поддерживают и развивают в иконописной мастерской во имя святого преподобного Алипия Печерского при храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Ордынке, настоятелем которого,
является митрополит Иларион (Алфеев).
Мастерская организована Татьяной Владимировной Трубниковой и свою деятельность начинала как школа для обучения молодых художников, желающих стать иконописцами. В 1991 г. в день памяти преп. Алипия Печерского состоялось первое занятие иконописной мастерской.
У истоков создания мастерской стояли сотрудники центрального музея древнерусской культуры имени св. преп. Андрея Рублева: Кира Георгиевна Тихомирова, старейший реставратор музея и иконописец и доктор искусствоведения, профессор Геннадий Викторович Попов, ныне директор музея.
В начале творческого  пути мастерской  молодые тогда еще художники перенимали опыт старшего, сейчас уже очень пожилого,  мастера Киры Георгиевны Тихомировой,  которая всю жизнь вглядывалась в древние иконописные образы, изучала, копировала, реставрировала, создавала новые.
Как во времена расцвета Русской иконописи, в строгом послушании старшему художнику, учителю, возрастала самобытная иконописная мастерская.
В настоящее время главным художником мастерской является матушка Ирина Кулешова. Под ее творческим руководством пишут и те художники, которые трудятся в иконописной мастерской преподобного Алипия с самого ее основания, и вновь пришедшие в мастерскую иконописцы. Но единое знание, перенятое от Киры Георгиевны, хранится и передается художниками друг другу. Труд иконописцев является соборным, что выражается в едином
стиле и духе  создаваемых икон для иконостаса.
Над каждым образом – будь то храмовая икона или икона для дома, запрестольный или келейный образ, монументальный или миниатюрный – работа происходит тщательная, серьезная и глубокая, результатом которой является икона, убедительная, высоко духовная и, в то же время, понятная для современного верующего. В мастерской преподобного Алипия
Печерского работа над каждой иконой превращается в восхождение к истинному образу, который не задан заранее волею художника, но обретается в процессе духовного делания. Поэтому и результат работы мастеров глубок и самобытен.
Одним из важнейших направлений работы иконописной мастерской во имя святого преподобного Алипия Печерского является разработка новых иконографий, что на сегодняшний день является очень ответственной задачей.
При создании новых иконографий проблема источников — одна из ключевых. Для создания образов новомучеников используются не только фотографии, но и документальные свидетельства, изучаются возможные иконографические аналогии. Мастерской создано уже немало образов новоканонизированных святых, среди них: святого Афанасия (Сахарова),
святого патриарха Тихона, святых Царственных страстотерпцев. И  каждый раз перед иконописцами встают вопросы: в какой степени иконописный образ должен быть портретен? Где грань между символической обобщенностью и документальностью? Какую роль должны играть биографические детали в создании образа? В процессе долгой и тщательной работы в мастерской под руководством и с помощью ведущих художников и служителей церкви, иконописцы стараются обрести образ, который станет точным и убедительным, глубоким и возвышенным[3]. Наиболее значимые работы иконописной мастерской преподобного Алипия  создаются по благословению и в соавторстве с настоятелем храма митрополитом
Волоколамским Иларионом. Как пример такого совместного труда с Владыкой Иларионом хочется выделить две иконы — святителя митрополита Филарета (Дроздова) и священномученика Константина Любомудрова.
Богословская разработка образа и содержания клейм принадлежит митрополиту Илариону, в частности, клейма «Святитель митрополит Филарет за писанием своих трудов» и «Встреча святителя митрополита Филарета с Пушкиным»; он же посоветовал, как решить клеймо с расстрелом священномученика отца Константина (Любомудрова). Священномученик Константин (Любомудров) являлся настоятелем храма иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке перед его закрытием в 30-е годы 20 столетия, был расстрелян 19 ноября 1937 года. [4]
Интересна иконографическая композиция иконы всех святых в земле Российской просиявших. Эта икона написана для храма Воскресения в Сокольниках, работа над ней заняла три года. Икона включает более пяти сотен святых, каждый из которых тщательно проработан иконописцем с привлечением материалов житий. Все святые расположены на иконе в соответствии с местом их служения и прославления. В своей работе иконописец опирается на известный образ монахини Иулиании (М.Н. Соколовой), но прямо он не повторяет его, многое мастер сделал иначе, расставив другие акценты и расширив список святых. По-своему он решает верхнюю часть иконы, символизирующую небо. Общий колорит — светлый, легкий, пронизанный мягким сиянием, что создает чувство надежной
уверенности, что русская земля, Русская Православная Церковь и все мы находимся под мощной защитой сонма святых, молитвенно предстоящих перед Господом. Русь святая жива — вот главная идея этого образа [4].
В настоящее время в Российском обществе у многих людей возникла необходимость воцерковления, более близкого и внимательного изучения и принятия христианской жизни, морали, идеалов. Благодаря этому стала вновь востребована домашняя икона для личностного моления, икона как подарок близкому человеку, икона, как благословение  детям и внукам.
Например, мерная икона – молитва в красках о дитя. Это икона святого покровителя ребенка, написанная в меру его роста при рождении. Мерная икона может быть написана в подарок новорожденному, на крестины, именины, на день рождения или юбилей, на Рождество, Пасху и другие праздники и важные жизненные события. Мерная икона - хранительница
человека в течение всей его жизни.
На Руси мерные иконы известны с XVI в., со времени Василия III, тогда они назывались также родимыми иконами. Такие иконы писали для новорожденных из великокняжеской или царской семьи. В музеях Московского Кремля сохранилось восемь таких икон: три из них связаны с последними Рюриковичами, пять — с именами Романовых. Именная икона — это, как правило, небольшая икона, изображающая святого небесного покровителя в поясном виде, реже в рост. Небесным покровителем может быть не только тезоименный святой, но и любой святой, которого особо чтут в данном доме или местности. Так, например, часто на
Руси небесным покровителем рода или семьи избирали святителя Николая, одного из самых любимых в народе святых, а также архангела Михаила, святого Иоанна Богослова, преподобного Сергия Радонежского. Параскева Пятница, например, считалась покровительницей женщин, удачного замужества и семейного счастья, рукоделия, а Святые Флор и Лавр - покровителями домашних животных - именные иконы этих святых были
практически в каждом доме.
Именная икона — это молитва ко Господу о человеке, его нуждах, здравии, спасении; молитва, запечатленная в красках православным художником.
Интересна по своему значению семейная икона. На ней  изображаются святые, чьи имена носят члены семьи или особо почитаемые заступники и покровители рода. Такие иконы передают из поколения в поколение, ими благословляют детей, они являются семейной святыней.
Согласно давней православной традиции жениха и невесту родители благословляют иконами: Спасителя и Божией Матери. Эти иконы называются венчальной парой, молодые держат их в руках после совершения таинства венчания и священник благословляет их. Икона в доме - это возможность обращения к святому  покровителю с просьбой или благодарностью. Икона – это Православие в красках и ее язык понятен и универсален. Это осознают иконописцы мастерской во имя  святого преподобного Алипия Печерского при храме иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"  на Ордынке и своим трудом с постом и молитвой
стараются донести Слово Божие людям.
Через икону современный человек, приобретает веру, надежду,  любовь и находит путь к Храму в своей душе.

Литература:

1. Митрополит Иларион. Видео-лекция «Православная икона».
2. История иконописи. Под редакцией: Т.В. Моисеевой - М.: Арт- БМБ, 2002. — 288 с.: ил.
3. Языкова И.К. Богословие иконы (Учебное пособие). – М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995. – С.17
4. Электронные ресурсы: материалы сайта иконописной мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского: www.st-alipy.ru (дата обращения: 11.11.2014).