Житие и почитание
Три Вселенских святителя и учителя — Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст — почитаются верующими как отцы Церкви, чьими трудами были заложены основы догматики и богослужения, остающиеся непоколебимыми и в наши дни. Двое из них — Григорий Богослов и Василий Великий — относятся к плеяде великих каппадокийцев, утвердивших догмат о Святой Троице и описавших мироустройство (космологию), объединив христианские идеи и труды древних греков. При их участии был создан и принят Никео-Цареградский Символ Веры. Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский — считается автором литургии по византийскому (восточному) обряду. Все три святителя жили в IV веке, в сложный период истории церкви. Несмотря на признание христианства в Римской Империи и постепенное отмирание язычества, лишённого поддержки властей, налицо был духовный кризис. Мировоззрение людей нельзя было изменить в одночасье, для это требовалось терпение и мудрость, а главное — преданные своему делу пастыри во всех уголках мира. Из-за неверного и вольного толкования священных текстов плодились и набирали силу ереси — например, арианство. На плечи служителей церкви, оказавшихся в это время на вершине церковной иерархии, легло нелёгкое бремя — объединить верующих, растолковать им смысл Священного Писания в неискажённом виде, искоренить ересь, дать общий образец богослужения. Заслуга трёх святителей в преодолении этого кризиса и последующем подъёме церкви несомненна. Их совместное почитание началось гораздо позднее — в IX веке. Среди константинопольского духовенства шли споры о том, кого из святителей почитать первым. Одному из митрополитов было видение, в котором три святителя явились к нему и объявили, что «между ними нет ни первого, ни второго». С тех пор Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст часто изображаются и почитаются совместно — в день Собора вселенских учителей и святителей (12 февраля/30 января по ст.ст.).
Описание иконы
На данной иконе три святителя — Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст — изображены в полный рост в богослужебных одеяниях. Каждый из них облачён в фелонь с крестами, светлую рясу с яркими пробелами, крестчатый омофор, обернутый вокруг плеч, и золотую, изысканно украшенную епитрахиль. В левой руке каждый держит на покровце (платке) Евангелие с алым обрезом — символ слова Божьего, несомого ими. На некоторых иконах они держат не книги, а свитки с изречениями. Стоящий в центре Иоанн Златоуст творит правой рукой благословляющий жест. Григорий Богослов, старший из святителей, традиционно изображается старцем с седой бородой, остальные — зрелыми мужами. На ликах отцов церкви лежит печать духовной силы, мудрости и величия. Фон иконы — синий с золотыми звёздами, поля — золотые, как и нимбы Святых, символизирующие Божественный свет и благодать.
Данный образ написан по заказу одного из крупнейших меценатов современной России.