Иконостас за века своего существования стал особыми видом православного искусства на пересечении богословия, иконописи и архитектуры. Древние алтарные завесы (впоследствии — преграды), отделяющие алтарную часть как наиболее сакральную, фактически создали дополнительную стену внутри храма. Именно сюда, в сторону алтаря, в основном обращены взгляды верующих. Этим и объясняется строгий, исторически сложившийся порядок икон в иконостасе, а также уникальный путь его развития — от Деисуса до полного («высокого») иконостаса.
«Высокий» иконостас включает в себя пять рядов, или чинов: местный, праздничный, деисусный, пророческий и праотеческий (снизу вверх). Композиция Деисуса — центр иконостаса, средоточие его духовного содержимого и, одновременно, древнейшая его часть. Трёхфигурный Деисус, пришедший на Русь в составе византийских алтарных преград, изображает Спасителя на престоле, а по сторонам от Него — Богоматерь и Иоанна Предтечу. Более поздний, многофигурный вариант деисусного чина включает в себя также образы архангелов, апостолов, отцов Церкви и других Святых (до 17 икон). Смысл композиции раскрыт в её названии, происходящем от греческого «деисис» — «моление». Святые, изображённые в три четверти к пастве, внимают её молитвам. Сами же они обращены в заступнической молитве к Небесному Владыке и Судии.
Данный трёхфигурный Деисус, написанный на золотом фоне, создан для Богоявленского Старо-Голутвина монастыря (г.Коломна). Он сочетает в себе строгое следование канону и использование оригинальных решений, придающих иконе уникальность. Христос и предстоящие здесь изображены совместно, на одной иконе (часто Деисус пишется на трёх разных досках). Спаситель, изображённый в полный рост, восседает на высоком, богато убранном престоле с подножием. Его фигура окутана тяжёлыми складками одеяния: лилового хитона с золотым клавом, синего гиматия. Это каноническое одеяние Христа, подчёркивающее Его царственность, единение человеческой и Божественной природы. Примечательно, что на данном изображении крестчатый нимб Спасителя украшают не буквы ѠОN («Сущий»), а синие звёзды с жемчужными окончаниями. Десница Христа поднята в именословным перстосложении, левая рука придерживает раскрытое Евангелие с алым обрезом, стоящее на Его колене. Книга раскрыта на словах: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11: 29). По правую руку от Спасителя стоит Божия Матерь в темно-аметистовом мафории, синем хитоне и чепце, алых сапожках. Цвета её одежд указывают на чистоту, мудрость, жертвенность. Также в изображении Пречистой Девы много золотого: её нимб, кайма и бахрома мафория, звёзды на нём. Это символические обозначения её приснодевства, а также нерушимой связи с Сыном. Иоанн Креститель, изображённый по левую руку от Христа, облачён в зелено-коричневые одежды. Эти цвета напоминают о бренности человеческой жизни и о надежде на жизнь вечную. Предтеча Господень неизменно изображается с суровым, аскетичным ликом, беспорядочно лежащими волосами и бородой.