Образ Спаса всегда занимает в храмовом пространстве главенствующее положение — под куполом, в центре иконостаса или в алтарной апсиде. Неудивительно, что сложившаяся православная иконография Спаса разнообразна: каждый извод раскрывает один (или несколько) из множества аспектов бытия Спасителя, опирается на какой-либо из священных текстов.
История образа «Спас Великий Архиерей» в православном искусстве довольно продолжительна. Его истоки — в византийской иконописи, откуда образ, подобно многим другим, пришёл на Русь. В основе его иконографии лежит отрывок из Писания: «наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5:10), свидетельствующий о том, что Христос — Первосвященник над всеми ветхозаветными первосвященниками. Нельзя не отметить сходства извода «Спас Великий Архиерей» с более древним и распространённым Спасом на престоле. Однако свой окончательный, уникальный облик Спас Великий Архиерей обрёл в более позднее время, в XVII веке. Как отмечают исследователи православного искусства, этот образ до конца сформировался под влиянием западноевропейской традиции. Христос в образе Царя Царей и Первосвященника может присутствовать в составе деисусного ряда иконостаса, но чаще всего изображается в алтарной апсиде над Горним местом.
Данный образ Спаса Великого Архиерей создан в мастерской именно для алтарной апсиды. Он написан контрастными, насыщенными тонами, под стать символическому значению извода. Спаситель восседает на престоле, украшенном орнаментами, яркими тканями и золотыми штрихами ассиста. Возле престола — богато убранное подножие. Одеяние Спасителя подчёркивает двойственность Его власти над миром, Его величие как «Царя царей и Господа господствующих» (Откр. 19.15-16). Голову Христа венчает золотой крестчатый нимб, а также архиерейская митра с подвесками-пендилиями. Пурпур и драгоценности Его одежд свидетельствуют о царственности, однако крой и атрибутика — священнические. Пурпурная ряса усеяна знаками креста, с плеч спускается изящно украшенная епитрахиль и крестчатый омофор. Правой рукой Великий Архиерей благословляет паству, левой придерживает закрытое Евангелие с алым обрезом. Фон образа — светло-зелёный — символизирует победу над смертью и вечную жизнь.
Как и другие иконы Спаса, Спас Великий Архиерей напоминает верующим о грядущем Страшном Суде, являя им образ Небесного Царя и Судии в день Второго Пришествия. Однако в этом образе заложено и иное послание для паствы — о важной роли священника, их духовного пастыря и наставника, несущего Слово Божие.