Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1
При храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1

Рождество Христово

На заказ
В наличии
  • Рождество Христово  - фото 1
    Рождество Христово - фото 1
Номер: 22076
Консультация по телефону: +7 (495) 721-84-15
Рассчитать стоимость работы
Мы перезвоним в ближайшее время
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Рождество Христово считается величайшим церковным праздником после Пасхи, отмечается он 7 января (25 декабря по ст.ст). Празднование Рождества с его традициями объединяет и глубоко верующих, и не воцерковленных людей. Рождение Иисуса Христа — одно из ключевых событий Нового Завета — знаменует приход в мир Мессии, Сына Божия, его описание в Евангелии полно символических деталей. Дева Мария, став женой Иосифа Обручника, жила с ним в Назарете, уже ожидая рождения Сына. Однако император Август повелел устроить перепись населения, для чего всем жителям Иудеи надлежало явиться туда, где жили их предки. Поэтому Иосиф отправился с Марией в Вифлеем, город царя Давида. Туда же съехались на перепись многие, и Иосифу с Марией не нашлось места в гостиницах — они приютились в хлеву, где и появился на свет Младенец Иисус, посланный в мир для искупления грехов человеческих. По преданию, повитуха Саломея, принимавшая роды у Марии, засвидетельствовала чудо сохранения её невинности. Первыми, кто узнал о великой радости и пришёл поклониться Спасителю, были пастухи, ведомые Ангелом. Появление пастухов было знаком для Богоматери — сбылись слова Благовещения, и пастыри стад пришли поклониться Пастырю рода человеческого. В небе над местом рождения Христа воссияла Вифлеемская звезда, приведшая к Нему волхвов с Востока. Те, желая увидеть рожденного Царя Иудейского, обратились сначала к Ироду, полагая, что ребёнок рождён в его семье. Ирод скрыл страх и злобу, и, проводив мудрецов, попросил их сообщить, когда они найдут Царя, чтобы и он, Ирод, «мог Ему поклониться». Держа путь на Вифлеемскую звезду, волхвы нашли Марию с Сыном, поклонились Спасителю и одарили его золотом, ладаном и смирной (миррой). Каждый из этих даров — символ: золото было преподнесено Ему как Царю, ладан — как Первосвященнику, а смирна — как Агнцу, которому предстоит принять муки за весь людской род. Само же поклонение Христу языческих волхвов символизирует то, что путь спасения открыт и для язычников, которые готовы признать истину. Мудрецы не открыли Ироду, где находится новорожденный Царь Иудейский, и тиран отдал приказ об «избиении младенцев» в Вифлееме и его окрестностях. Иосифу Обручнику во сне явился Ангел и повелел отправиться с семьёй в Египет — тем самым Христос был спасён.

Композиционно данная икона Рождества Христова, находящаяся в храме Святого преподобного Сергия Радонежского в городе Долгопрудном, во многом следует первообразу, выполненному Андреем Рублёвым. В центре — символическое изображение хлева, напоминающее скорее пещеру или грот. Такое сходство наводит на мысль о Гробе Господнем, ожидающем Спасителя через много лет. Богоматерь полулежит на алом ложе, выполненном в форме мандорлы. Она облачена в замужний убор — синий хитон и пурпурный мафорий с золотыми звёздами. Пречистая Дева склоняет лицо к Сыну и обнимает Его руками. Младенец Христос лежит на яслях, которые скорее походят на алтарь с лежащим на нём Агнцом. К Младенцу тянут головы животные — ослик и бык. А с высоты на Мать и Сына указывает луч Вифлеемской звезды, звезда же — словно отблеск божественного света, исходящего из сегмента небес. У ног Божией Матери сидит Святой Иосиф, как бы оберегая вход в хлев. Его лицо обращено в ту сторону, где Младенца купают и готовятся пеленать повитухи — Саломея и Гелома. Выше изображены пастухи — старый, закутанный в овчину и молодой, облачённый в хитон — которым Архангел Гавриил сообщает о великой радости. Возле пастухов помешается их стадо — белые овцы и коричневые козы. Над хлевом замерло в молитве небесное воинство — Ангелы Господни. Их крылья, как и крылья Архангела Гавриила, украшены ассистом (штрихами сусального золота), а головы, помимо нимбов, венчают диадемы с тороками (развевающимися лентами). Ниже изображены трое всадников, ведомых Ангелом на свет Вифлеемской звезды — это волхвы, также спешащие поклониться родившемуся Царю. Вся композиция заключена в золотой круг, как бы повторяющий золотой нимб Богоматери в центре иконы.