Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1
При храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1

Деисис

На заказ
В наличии
  • Деисис  - фото 1
    Деисис - фото 1
Номер: 21813
Консультация по телефону: +7 (495) 721-84-15
Рассчитать стоимость работы
Мы перезвоним в ближайшее время
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Деисусный чин, или деисис - древнейшая часть иконостаса, присутствовавшая ещё на византийских алтарных преградах. Название этому ряду дало греческое слово «деисис» — «моление». Именно этот чин и по сей день принято считать основой любого иконостаса. Центральным в нём является образ Христа (это может быть Спас Вседержитель или Спас в силах), по сторонам от него — иконы молящихся Святых, повернутых в три четверти к верующим. Слева от Спасителя всегда помещается образ Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, за ними следуют архангелы, апостолы, святители, отцы Церкви и преподобные, образуя сонм Святых. Деисусный ряд может включать более 17 икон.



Данный деисусный ряд входит в состав иконостаса храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при ВНИИПО МЧС РСФСР. В его состав входят три образа, выполненные в единой стилистике: они написаны на золотом фоне с зелёным поземом и киноварной опушью, иконные доски имеют фигурный обрез.

Икона Спаса на престоле в центре этого деисуса значительно превосходит размером два других образа. Она венчает иконостас подобно тому, как сам Спаситель царит над миром. Это ростовое изображение Иисуса, сидящего на престоле — именно таким, грозным Владыкой и строгим Судией, Он предстанет в день Страшного Суда. Спаситель облачён в светлую тунику с золотым клавом (знаком царственности) и тёмный гиматий. Правая рука поднята в именословном перстосложении, левая придерживает раскрытое Евангелие с красным обрезом. Евангелие — символ христианского учения. Голова Иисуса увенчана крестчатым нимбом. Престол — символ мироздания — и его подножие украшены золотыми штрихами ассиста.



Слева от иконы Спасителя помещён образ Божией Матери. Она, ближайшая к престолу Царя Небесного, неустанно ходатайствует о милости для людей. На данной иконе Богородица изображена в синем хитоне и синем же мафории, в алых сапожках, с белым чепцом на голове. Синие одежды с пробелами указывают на чистоту Святой Девы, алый цвет напоминает о её жертвенности. Мафорий украшен тремя золотыми звёздами, символизирующими приснодевство Богоматери, а по краю одежд идёт золотая кайма, свидетельствующая о связи Матери и Сына.



Справа от центральной иконы — изображение Иоанна Крестителя. Предтеча Господень, из чьих рук сам Иисус принял крещение, также почитается одним из ближайших к Спасителю Святых. Против обыкновения, он изображён не во власянице, а в золотистом хитоне и зелёном плаще. Такие цвета обозначают его близость к Господу и победу над смертью в вечности. Длинные, в беспорядке лежащие волосы и борода, а также тонкие черты сурового лика напоминают об аскезе Святого.