Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1
При храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1

Реставрация окладов

Изначально иконописная традиция не подразумевала добавления к образу каких-либо дополнительных деталей. Возникновение первых окладов относится к XII веку, киоты для икон появились ещё позже. Со временем, однако, эти элементы убранства прочно вошли иконописную традицию, дали начало целым направлениям православного декоративно-прикладного искусства.

Оклад — накладное украшение лицевой поверхности иконы, обычно металлическое. Оклад может быть украшен эмалью, инкрустирован драгоценными камнями, покрыт чеканными узорами, зернью или сканью. К XVII-XVIII векам искусство создания окладов достигло своей вершины. Одновременно защищающие и украшающие образ, они стали важной частью икон. Однако, по мнению ряда искусствоведов, широкое применение окладов имело губительные последствия для иконописи: древние шедевры скрывались под пластинами металла, оставляя видимыми лишь лики и руки Святых, а новые иконы писались в общих чертах, с подробной проработкой лишь видимых частей. Есть ли у оклада литургический, богословский смысл, который оправдывает его «украшательство»? Безусловно, есть. Символика окладов всецело восприняла символику иконописи и стала её частью. Золото и серебро, скрывающее одежды Святых или фон иконы — символы Божественной благодати и Небесной чистоты. Металлические детали прекрасно передают ощущение света, которые должен исходить от Святого образа. Драгоценности на окладе символизируют духовное богатство, а растительные узоры — вечную жизнь и цветение.

Иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского уже много лет занимается реставрацией окладов, наряду с реставрацией икон.

Реставрация оклада — отдельная нетривиальная задача. Прежде всего, требуется удалить загрязнения с металла, обработав его специальным составом. Темнеет от времени не только серебро, но и латунь. Меняет свой вид и золото, особенно с примесями. Однако чистка возвращает металлу первозданный блеск. Сложнее вернуть форму помятым или повреждённым тонким листам, из которых зачатую изготовлены оклады. Иногда части оклада бывают утрачены, требуется с нуля восстановить недостающий фрагмент. Возвращённый на икону, оклад прочно укрепляется на ней. В данном случае по периметру иконы выложен витой серебряный шнур, удерживающий фрагменты оклада.

Отдельная , очень сложная и деликатная задача — реставрация окладов из медной фольги, так называемых фолежных окладов, популярных в конце 19-начале 20 веков. Эти оклады, появившиеся как недорогая альтернатива металлическим изделиям, поражают своей красотой, ажурностью и изяществом композиции.  Будучи очень хрупкими, такие оклады вставлялись в специальные «глухие» - неоткрывающиеся киоты. Поскольку помятую фольгу очень сложно, практически невозможно, восстановить, фолежные оклады, как правило, признаются не подлежащими реставрации. Однако в ряде случаев, особенно при наличии и удовлетворительной сохранности всех частей изделия, такие оклады можно отреставрировать в нашей мастерской.


Один из самых тонких моментов реставрации оклада — работа с накладным венцом. Этот элемент, нимб Святого, зачастую выполнен из другого металла или в другой технике, чем остальная часть оклада. Он может быть ажурным или с городчатым краем. Хрупкость венца делает его особенно уязвимым для повреждений и требует от реставратора ювелирной аккуратности в работе. Венец возвращается мастером на икону в последнюю очередь.

Киоты с иконой в ризе и окладе из фольги — фолежные киоты

Фолежное украшение иконы — риза и оклад появились в восьмидесятых-девяностых годах XIX века. Появились, как альтернатива окладу металлическому - изделию достаточно дорогому, приобрести которое многим было не по силам и средствам. Бюджетный, «народный» оклад изготавливали из медной фольги, которая была достаточно плотной, хорошо держала форму, и была значительно дешевле чеканного или литого оклада из латуни и, тем более, из серебра. Одевали фолежные оклады, как правило, на щепные подокладные иконы. Это небольшая тонкая дощечка, на которой рисовали контуры фигуры, а тщательно прописывали только лики святых, ручки и ножки.

В истории иконописания это время было непростым. Набирала силу фабричная продукция — печатная икона на картоне или на металлическом жестяном листе. Печатная икона была дешёвой и доступной. Но... Душа икона оживает в руках иконописца, движимых молитвой и человеческим сердечным теплом. Промышленная печатная икона так и не смогла победить, - повторить ту жизнь и любовь, вложенную руками иконописца в даже самую простую, но такую родную и близкую душе живописную икону, украшенную «обычной» фольгой. Обычной! Эти оклады своей красотой и изяществом могли поспорить даже с самыми дорогими литыми из серебра окладами. Смотришь на волшебное кружево фольги и кажется, что без ангела за плечом сделать такую красоту невозможно. Фолежные оклады и изготавливали в основном в монастырях. Сколько в них труда и терпения, филигранности и точности. Вот только было это чудесное кружево настолько нежным и хрупким, что мастера и создавали «глухие» киоты, которые закрывали так, чтобы их нельзя было потом открыть.

У глухого киота нет дверцы, как у обычного киота. Изготавливался он так. Сначала собирались боковые и задняя стенка, затем они склеивались столярным клеем. Затем к задней стенке крепилась икона, чаще при помощи гвоздей, реже — клея. Потом устанавливали с огромной осторожностью все части фолежного оклада и вставлялось стекло. И всё это закрывалась запорной рейкой, которая прибивалась гвоздями. Стык стекла с рамой киота замазывали шпаклёвкой, чтобы внутрь не попадали ни пыль, ни влага. Далее киот красили и лакировали. Такой киот не был предназначен для того, чтобы его когда-нибудь открывали. Он служил защитой для иконы, а также нежной и хрупкой фольги. Ведь если фольгу смять, то вернуть ей идеальное состояние невозможно. Фолежные оклады не были предназначены для реставрации. И всё же...  Несмотря на все сложности процесса, и, конечно, в зависимости от состояния оклада, помятую медную фольгу можно привести в первоначальный вид, особенно, если все части и детали оклада есть в наличии. Чуткие руки мастера расправляют помятости, подклеивают, подкрашивают восстанавливают детали оклада. Но это очень деликатная, осторожная и бережная работа. Можно легко повредить то, что ещё сохранилось. Одно неловкое движение, и красоты станет меньше. Поэтому киоты с фолежными окладами берут в реставрацию очень немногие мастерские. И вот, если всё удаётся, возвращается не просто красота, а маленькое чудо, которое наши предки создали с любовью к Богу и к людям.

Этапы реставрации фолежных окладов

Рассчитать стоимость работы
Мы перезвоним в ближайшее время
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.