При храме Иконы Божьей Матери
«Всех Скорбящих Радость»
на Большой Ордынке,
г. Москва

Звоните нам с 10.00 до 21.00:
Приходите в мастерскую:
пн -пт с 10.00 до 21.00, сб. с 13.00 до 18.00.
м. Новокузнецкая, Пятницкая улица, 3/4 стр.2
Поиск иконы по алфавиту
 



О мастерской

Иконописная мастерская во имя преп. Алипия Печерского организована в 1991 году Татьяной Владимировной Трубниковой. У истоков создания мастерской стоял Геннадий Викторович Попов, доктор искусствоведения, профессор, ныне — директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева. В дальнейшем художественное руководство мастерской осуществляет реставратор и иконописец Кира Георгиевна Тихомирова. В 1991 г. в день памяти преп. Алипия Печерского состоялось первое занятие иконописной мастерской. Сейчас Кира Георгиевна по-прежнему продолжает наставлять и опекать художников, большинство из которых люди молодые и ищущие. Коллектив мастерской трудится в духе любви и послушания старшему художнику.

Создавалась мастерская для обучения иконописцев, каждый из которых, участвуя в общей работе, формируется в тесном сотрудничестве с другими и вырастает до мастера, способного выполнять иконописные работы любой сложности. Постепенно вырабатывался стиль, оттачивался творческий метод, обреталось собственное лицо. Руководимая Татьяной Владимировной Трубниковой, ее трудами и попечением, мастерская приобрела серьезный статус, широкий круг заказчиков, стабильность и ритмичность работы, дающие крепкому, многие годы неизменному содружеству художников возможность постоянного развития. Сегодня мастерская — это творческое содружество, работающее по заказам храмов, монастырей и частных лиц.

В последние годы основные работы мастерской (такие, как иконостас храма св. Равноапостольной княгини Ольги в Паломническом центре Московского Патриархата, иконы для иконостаса храма св. великомученицы Екатерины на Всполье, иконостас храма в честь иконы Божьей Матери Спорительницы хлебов в с. Соколово Тамбовской епархии, иконостас Троицкого храма представительства Русской православной церкви в Брюсселе) проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Иконостас для храма Святителя Николая Военно-строительной академии (г. Балашиха) был выполнен по благословению и под духовным руководством отца Николая Погребняка. При строгом соблюдении канона и уважении к традиции мастера решают сложные художественные задачи. Внимательное отношение к построению иконы, грамотное исполнение рисунка и живописи, выполняемой натуральными пигментами, в согласии с древней технологией, делает их произведения содержательным и убедительным.

Целью мастерской является раскрытие духовного смысла иконы. Создание иконописных произведений происходит в русле постоянного изучения всей полноты традиции, хотя наиболее близка иконописцам московская школа XIV-XVI вв. При выборе образцов они не ограничиваются общеизвестными и хрестоматийными, старясь постоянно расширять иконографический диапазон. Нередко обращение к византийскому греческому церковному искусству, афонским, синайским и сербским иконам. Выбор образца и работа с ним происходит всегда осмысленно и творчески, в зависимости от конкретной задачи.

Одно из направлений работы мастерской — копирование хорошо сохранившихся древних чудотворных образов. Копия дает возможность понять образ «изнутри» технологического процесса.

Другое направление — интерпретация и переработка известных иконографий, третье — разработка и создание новых, что в современных условиях является, несомненно, актуальным и ответственным делом.

Иконостас и иконописное убранство храмов

Большую часть заказов мастерская преп. Алипия выполняет для Церкви, создавая иконописное убранство храмов. Это иконостасы, многие из которых многоярусные и достаточно сложные, запрестольные образы, иконы в киотах, аналойные иконы и т. д. Иконы, вышедшие из этой мастерской, украшают многие храмы Москвы и Подмосковья, России и Святой Земли, Греции, Литвы, Бельгии и Чехии

Создание иконостасов — это одно из главных направлений работы иконописцев. Иконостас — ядро храмового литургического образа, это не просто декоративное сооружение, закрывающее алтарь, но единый ансамбль икон, являющихся составной частью богослужения и помогающих верующим глубже войти в сокровенный смысл литургии. Создание иконостаса требует внутренней дисциплины даже больше, чем написание отдельных икон. Каждый из мастеров может работать самостоятельно, но над иконостасом вся мастерская трудится сообща, превращаясь в единый организм, где главное — работа на общий результат, создание единого ансамбля.

Первой крупной работой мастерской стал пятиярусный тябловый иконостас и иконы двух приделов храма Спаса Нерукотворного в Гирееве (1993 г.). Иконография этого ансамбля основана на древних образах московской школы иконописи эпохи преп. Андрея Рублева и Дионисия. Обращение к древнерусской классике характерно для стиля мастерской, но художники, как правило, сознательно избегают ремесленнического подражания и стилизации. И здесь, творчески осмысливая великое наследие, они стремились создать живой образ, а не холодную копию. Бережное и благоговейное отношение позволило им сделать иконы близкими к образцам, и в то же время открытыми для современного восприятия.

Перечень созданных мастерской за прошедшие годы иконостасов и отдельных икон для храмов и монастырей России и зарубежья свидетельствует о большом диапазоне деятельности и творческой эволюции иконописцев:

  • иконостас в церкви свв. Бориса и Глеба в Зюзине;
  • иконы для храма Божьей Матери «Отрада и Утешение»;
  • иконы для храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Вознесенском Елеонском монастыре;
  • иконостас храма свт. Николая в Карловых Варах (Чехия);
  • иконы для Николо-Перервинского монастыря, в том числе и пятиярусный иконостас Никольского собора;
  • иконостас храма при женском следственном изоляторе, г. Москва
  • иконостас Троицкого храма подворья Николо-Перервинского монастыря;
  • образы для храма свт. Григория Неокессарийского на Большой Полянке и иконостас правого придела;
  • иконостас и отдельные иконы для Троицкого собора Белопесоцкого монастыря в Подмосковье;
  • полное убранство (89 икон) нововозведенного храма Иверской иконы Божьей Матери в Паланге (Литва);
  • иконостас храма Архангела Михаила Донского монастыря в Москве
  • иконы для центрального иконостаса Благовещенского собора г. Богородска;
  • трехъярусный иконостас и отдельные образы для Троицкого собора в п. Старая Купавна под Москвой
  • иконостасы для храмов св. Иоанна Кронштадтского) и прп. Андрея Рублева в подмосковном г. Электросталь;
  • иконостас и иконы для храма св. равноапостольной княгини Ольги в паломническом центре Московского Патриархата
  • иконы для храма св. Георгия Победоносца в Патрах (Греция)
  • иконостас храма Рождества Христова в Бутове, на юге Москвы; иконостас Покровского храма г. Тольятти;
  • иконостас для храма иконы Божьей Матери «Спорительницы хлебов» в д. Соколово Тамбовской обл.
  • иконы для иконостаса храма св. вмч. Екатерины на Всполье в Москве
  • иконостас и образы в киотах для храма Свято-Троицкого Ставропигиального подворья РПЦ в Брюсселе (Бельгия);

  • иконостас для храма Святителя Николая Военно-строительной академии в г. Балашихе. 

Каждый из этих ансамблей по-своему уникален, и в каждом художники ставили определенную задачу — богословскую, художественную, стилистическую, от решения которой зависел конечный результат. Главный импульс современного художественного процесса состоит в том, что итоги предыдущего творческого опыта не всегда возможно повторить, так как каждый храм имеет свои особенности и приходится искать единственное необходимое для него решение. Но именно это часто подвигает искать неординарные решения и открывать новые выразительные возможности.

Прежде всего, условия иконописцу диктует архитектура храма, архитектурный облик определяет стилистику иконного убранства. Но и удачно написанные иконы могут изменить интерьер до неузнаваемости. Опыт мастерской преп. Алипия достаточно богат — мастерам приходилось работать и в древнерусском храме, и в пространстве барочной церкви, и в классицистическом интерьере, и в храмах, построенных в стиле «эклектика». Они писали иконы и для помещений, изначально не предназначенные для богослужений, но в силу тех или иных обстоятельств приспособленных под храм. Один из наиболее ярких примеров и трудных для иконописцев — домовый храм св. равноапостольной княгини Ольги Паломнического центра Московского Патриархата. Он расположен на последнем этаже высотной гостиницы «Университетская», его называют самым высоким храмом Москвы. Иконы и иконостас, выполненный мастерской преп. Алипия, преобразили пространство, превратив обычный зал в «небо на земле».

При создании каждого ансамбля иконописцам приходится решать различные, и порой неожиданные, задачи. Специфика церковного искусства такова, что избрать один стиль или одну манеру изображения и тиражировать ее в разных храмах невозможно. В устроении храма не может быть ни типовых проектов, ни шаблонных решений, каждый ансамбль, как живой организм, индивидуален. В мастерской преп. Алипия твердо придерживаются принципа — писать иконы, исходя из уникальности храма. Например, нововозведенный храм имеет свою специфику в отличие от древнего собора: в новом храме убранство в едином стиле выполнить легче, чем сделать даже один иконостас там, где уже есть свои сложившиеся традиции. Но именно благодаря такой постановке задачи, мастерская преп. Алипия создает произведения, каждое из которых имеет свое лицо и запоминающийся художественный образ.

Написание любой иконы требует большого напряжения сил, умения, знаний и опыта, тем более иконостаса, состоящего порой из десятков икон. К тому же, создается иконостас не только иконописцами, но и архитекторами, резчиками, позолотчиками и др. Хорошо, если проектировщик работает в тесном сотрудничестве с иконописцами, тогда архитектура, резьба иконостаса и художественная сторона икон образует единство. Иконография должна соотноситься с пропорциями иконных досок и конструкций самого иконостаса. Но если уже имеется утвержденный проект иконостаса или иконостасная конструкция стоит в храме и требует заполнения иконами, задача значительно усложняется. Характер резьбы и особенности конструкции задают определенный стиль, который может войти в противоречии с манерой иконописца. И порой нужно быть виртуозом, что вписать иконы в уже имеющийся иконостас и сочетать их со стилистикой храмового интерьера. Иконописцам мастерской преп. Алипия, как правило, это удается.

Создание иконостасов — многосложная задача. Но именно эта работа формирует у мастеров чувство общности, которое делает группу художников иконописной артелью. Иконописцы работают над созданием больших ансамблей, находясь в творческом и духовном взаимодействии между собой. Сегодня в храмах нередко работают бригады, собранные случайно, порой для выполнения одного единственного заказа. Ведущий мастер, набравший бригаду, диктует свои условия. В мастерской преп. Алипия сложилась иная традиция. Здесь работа распределяется поровну, и все трудятся так, чтобы из индивидуальных манер сложился общий результат, радующий всех. Состав художников здесь стабильный, доброжелательный климат способствует созданию дружного коллектива. Люди годами работают вместе, научаются чувствовать и понимать другого, что для церковного творчества далеко не последнее дело.