Образ Спаса Нерукотворного — особая христианская святыня. По преданию, это прижизненное изображение Христа, запечатлённое по Его воле в помощь страждущему. Во времена, когда Иисус проповедовал в Иудее, в Эдессе правил царь Авгарь, которого неожиданно поразил недуг. Прослышав об исцелениях и других чудесах, творимых Христом, Авгарь с гонцом отправил Ему просьбу посетить Эдессу и остановить болезнь царя. Христос не пошёл в Эдессу, однако направил царю своё благословение и изображение своего лика. Художник, попытавшийся изобразить Спасителя, не смог передать его черты, и тогда Иисус отёр умытое лицо платом (убрусом), на котором отобразился Его лик. Авгарь, получив дар, был исцелен, и вскоре он и его приближенные приняли крещение. Плат с изображением лика Христа, который можно считать первой иконой, хранился в Эдессе. Когда один из потомков Авгаря отошёл от веры и стал язычником, нерукотворный образ был спрятан от его безумства, замурован в стене. Века спустя, когда Эдессу осадили персы, божественное видение напомнило епископу о реликвии, и вновь обретенный плат спас город от врагов. Позднее Спас Нерукотворный был перевезён в Константинополь, откуда исчез после разграбления города крестоносцами в 1204 году.
Православная иконография Спаса Нерукотворного воплощена в нескольких изводах. Древнейший и наиболее распространённый из них был создан в XII веке иконописцами новгородской школы. Именно в таком виде Спас Нерукотворный издавна помещался над вратами крепостей, на воинских хоругвях.
При создании данной иконы Спаса Нерукотворного иконописцы мастерской ориентировались именно на этот древний образец. Образ написан на квадратной золочёной доске и содержит только лик Спасителя. Этот лик, с тонкими чертами, большими миндалевидными глазами и выразительно изогнутыми бровями, исполнен непроницаемого покоя, мудрости и величия. Взгляд Спасителя направлен чуть в сторону и в то же время всевидящ, пронизывает молящегося насквозь. Кудри Христа, перевитые золотыми нитями ассиста, спадают четырьмя равными прядями. Борода чуть раздвоена. По сравнению с новгородской иконой, Спаситель на данном образе изображён в более мягкой манере: лик написан в нежных тонах, с живым румянцем, глаза менее ярко выделены и оттого смотрятся не столь сурово, борода и волосы меньше контрастируют с ликом. На золотом нимбе Христа белым выделены ветви креста — символ его мук во имя людского рода. На иконе, выполненной в мастерской, эти части креста оформлены декоративными узорами.