При храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1

Реставрация киотов

Киот, или кивот — шкафчик или ящик для хранения образа. Он может быть створчатым или застеклённым. В переводе с греческого «киот» означает «ковчег». Практическое назначение подкрепляется литургическим смыслом. Киот иконы символизирует Ковчег Завета со скрижалями. Таким образом, хранение иконы в киоте отражает её непреходящую ценность и неподверженность разрушению. Не являясь непосредственной частью образа, киот, тем не менее, бережно хранится и при необходимости реставрируется. Реставрация киотов, как и реставрация окладов — важная часть работы иконописцев-реставраторов.

Иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского уже много лет занимается реставрацией киотов, наряду с реставрацией икон.

Первым этапом реставрационной работы является консервация сохранных частей. Снимаются съемные части киота (или киот разбирается целиком), вынимается икона. Иконная доска при необходимости укрепляется, изображение расчищается и покрывается защитным лаком. Также удаляются загрязнения, которые могли накопиться внутри киота — пыль, паутина, древесная крошка. Дальнейшие этапы реставрации определяются в зависимости от сохранности того или киота  - если нужно, производится восстановление утраченных элементов, исправление геометрии, золочение рамы, повторная склейка и покраска деталей, покрытие лаком.

  • Подробнее об устройстве старинных киотов (см. подробнее)
  • Почему нужно реставрировать старинные киоты (см. подробнее)

Как устроены старинные киоты

Киот — ковчег, хранилище иконы, её обитель, помещение, а, проще говоря, дом для иконы. В нём нет резких перепадов температуры и влажности, нет сквозняков, пыли, дыма, копоти, нет летающих насекомых. Киот охраняет и бережёт рукописную икону и иконную доску от неблагоприятных воздействий внешней среды и неосторожного обращения.

Исторически закрытый киот со стеклянной дверцей-окошком появился в середине XIX века, когда на заводах освоили производство недорогого оконного стекла. В дверцу киота обычно вставляли тонкое (1 - 1,5 мм), слегка волнистое стекло, которое преображало Святой Образ и располагало предстоящих к живому молитвенному общению со святыней. Киот обычно вешали на стену таким образом,  чтобы можно было приложиться к иконе через стекло. На верхней, а чаще на нижней стенке киота часто крепилось металлическое гнездо, в которое вставлялся подвес для лампады. Дверца киота традиционно открывалась слева - к сердцу (слева замочек, а справа петли). 

Киот, как дом для иконы, обычно строили деревянным - спереди дверка-окно, по бокам и сзади — стены. В доме для Святого образа всегда много воздуха и света.

Если положить киот задней стенкой на стол, то между ней и иконной доской будет небольшой зазор, поскольку икона свободно вставлена в раму и закреплена в ней. А уже сама рама лежит на задней стенке между боковыми. Это делается для благоприятного и бережного сохранения Святого Образа в сырых и холодных помещениях. 

Почитаемую святыню всегда старались украсить. Главным украшением в киоте служила рама — обрамление иконы. Деревянная рама сложной формы обычно покрывалось грунтом (левкасом) и золотилось сусальным золотом. Часто раму делали двойную. Нижняя внутренняя рама простая - в форме чаши, а поверх неё либо крепились также покрытые левкасом и позолотой резные узорчатые накладки, либо цельный прорезной деревянный наличник, украшенный, как правило, виноградной лозой, листьями и цветами. Золото обычно клали на специальный состав — полимент, который получали  из красной глины. Полимент часто проглядывает в местах потёртостей из-под сусального золота.

Многие киоты имели сложную форму боковых стенок. Сверху киота могла быть арка или купол с острым навершием, а стенки выводили дугами, петлями или змейкой. Углы киота обычно закруглялись. Рама, вписанная в фигурный киот, как правило, повторяла его форму. В верхнем поле рамы часто ставили резную фигурку голубя - символа Святого Духа, - на щепном основании в форме звезды с лучами. Иногда в верхнем поле рамы делали позолоченную латунную вставку с гравировкой.

Сам короб киота вместе с передней дверцей и лицевыми накладками на ней для упора стекла являлся довольно сложным столярным изделием. Каркас киота набирался из тонких (около 1 см толщиной) строганых дощечек, распиленных вдоль так, чтобы боковины короба и дверцы собирались из одного куска древесины. Затем с помощью столярного клея и пресса собирали единую конструкцию и приклеивали к ней заднюю стенку короба и лицевую накладку дверцы. Так делали для того, чтобы стеклянная дверь в дальнейшем прижималась к коробу киота без щелей и перекосов.

Для укрепления лёгкой дверцы и придания ей формы в лицевую накладку спереди вырезали (впрессовывали) тонкие латунные полоски - силовые и декоративные элементы. На видимые поверхности короба и дверцы наклеивали красивый шпон лиственных пород дерева и покрывали его цветным лаком под красное дерево. Шпон обычно клеили поперёк продольных реек каркаса

Причины реставрации старинных киотов

Древесина естественной сушки - прекрасный материал, - прочный, чистый, лёгкий, долговечный. В деревянном киоте здоровый микроклимат. Дерево живое, оно дышит. Набирая влагу, древесина становится толще, при высыхании — тоньше. Издревле люди знали об этом и не делали жёстких соединений в деревянных конструкциях. 

Структура древесины неоднородна. В зависимости от направления распила волокон дерева и наличия сучков, доска при высыхании меняет форму, её выгибает и коробит. Рассыхаясь с годами, деревянная доска практически не меняет длины, но становится заметно меньше по ширине. В киоте задняя стенка с годами становится уже и силой стягивает к середине приклеенные к ней боковые стенки. При этом она трещит и рвётся сама.

Хуже, когда боковые стенки отрываются от задней, обрывая с себя куски шпона, или изгибаются и перекашиваются. Короб киота и его дверца встают в распор, и между ними образуются щели. При деформациях дверцы киота часто гнётся и лопается стекло, и выпадают наружу латунные вставки в лицевой накладке дверцы. Что касается клеевых соединений, то столярный клей не переносит сырости. От влаги клей раскисает, а при последующем высыхании съеживается в твёрдые комочки и разрывает место склейки. Киот просто рассыпается на доски с которых отваливается отклеившийся шпон. А в золочёной раме киота усохшая древесина, покрытая слоем мелового левкаса, либо трещит и рвётся сама, либо от неё отслаивается и осыпается грунт левкас. Особенно сильно разрушаются киоты, находившееся зимой в неотапливаемых сырых домах после их перевозки в отапливаемые помещения с пониженной влажностью. 

Реставрация и ремонт разрушившихся и деформированных деревянных киотов, их восстановление, желательно делать одновременно с реставрацией самой иконы.

Для грамотной реставрации киотов требуются профессиональные навыки, инструменты и материалы. Не рекомендуется «восстанавливать» киоты с помощью гвоздей и любительской подклейки развалившихся обломков. Как правило, такого ремонта хватает не надолго, и можно испортить при этом пока еще целые детали киота. 

После реставрации киот приобретает новую долгую жизнь. Чем же родной старый киот лучше новодельного? Во-первых, он «родной». Икона в родном киоте не окажется в новом непривычном для неё доме, который будет отличаться от старого по микроклимату и экологичности внутренней среды. Во-вторых, у нового киота нет духа старины, исторической памяти и исторического внешнего вида. Практически невозможно сейчас изготовить киот по старым технологиям 19-начала 20 веков и воссоздать стиль и манеру исполнения старых мастеров. А в-третьих, при грамотной реставрации родного для иконы киота, Вам достанется киот крепкий, проклеенный и подкрашенный, полностью почищенный, с восстановленной фурнитурой и декоративными элементами, с заделанными изъянами, защищённый снаружи от влаги и пыли.

Также очень важно, что при реставрации производится изменение и доработка геометрии киота, снимаются внутренние напряжения в самом дереве, а также в местах склейки и примыкания друг к другу деталей киота. А поскольку дерево старого киота выдержанное, его дальнейшее рассыхание маловероятно. Эта методика предотвращает дальнейшие деформации дерева и гарантирует долгую целостность старинного киота и его внутреннего убранства.

Все отзывы 5.0
20 октября 2025
Никол Л.
Неоднократно обращался в иконописную мастерскую преподобного Алипия Печерского - все понравилось, чувствуется качественное отношение к работе. Очень понравилось взаимодействовать с Юлией. Всегда на связи, все подскажет и расскажет! Рекомендую
8 июля 2025
Kirill Iakovlev
Заказывал киоты для домашних икон. Очень вежливые и приятные в общении люди, спокойно всё показали, рассказали и проговорили. Результаты полностью устроили - очень красивые киоты, и именно такие, какие заказывал. Цены, представляется, полностью соответствуют качеству и уровню исполнения заказа. Единственное - пришлось подождать, делали чуть дольше, чем обговаривали. Сотрудникам и мастерам - благодарность и пожелания держать столь же высокий уровень работ! Однозначно рекомендую.
5 января 2025
Наталья И.
Обратилась в эту мастерскую по вопросу реставрации икон, доставшихся от бабушки. Только положительные эмоции! Сначала максимально учтиво и подробно проконсультировали по телефону, потом ещё более детально всё рассказали при встрече, предложили несколько вариантов решения вопроса. Никакой спешки ни в чем, полное принятие позиции заказчика.
Всё обговорили, внесла предоплату, с нетерпением жду заказ. Спасибо Вам за такое внимательное отношение и Ваш труд!
22 октября 2024
Алексей Полуэктов
Реставровал здесь фамильную икону, специалисты отличные, всё сделано на высшем уровне, в срок и с подробностями об истории. Всё очень правильно и вежливо
21 сентября 2024
Дарья Лазутина
В этой мастерской замечательные иконописцы. Очень довольны работой Ирины Александровны Щ. Спасибо за красоту. Обязательно буду рекомендовать в дальнейшем.
20 сентября 2024
Ney
Заказывала икону архангела Михаила. Получилось потрясающе. Пишут великолепно. Я второй день не могу отвести от нее глаз. Цены достаточно приятные для такой хорошей работы

О мастерской

Иконописная мастерская во имя преп. Алипия Печерского, г.Москва, была организована Татьяной Владимировной Трубниковой в 1991 г., как иконописная школа, в которой первыми преподавателями стали сотрудники Музея древнерусской культура и искусства им. Андрея Рублева: Геннадий Викторович Попов и Кира Георгиевна Тихомирова. Более 30 лет работая в тесном сотрудничестве с коллегами, каждый иконописец мастерской вырос до мастера, способного выполнить задачи любой сложности. Еще в первые годы работы мастерской сотрудники ее получили благословение ныне патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Сейчас мастерская пишет иконы и создает иконостасы для храмов и дома по всей России, а также в других странах. Иконописная мастерская во имя преп. Алипия Печерского имеет собственное производство и выполняет различные виды сложных работ: комплексное убранство храмов, написание икон, создание иконостасов для храмов и дома, реставрация Святых Образов, киотов и окладов, изготовление киотов и окладов, изготовление досок для иконописи, изготовление церковной утвари, роспись храмов, мозаика.

Подарочный сертификат
Иконописной мастерской во имя св. Алипия Печерского

Подарите возможность прикоснуться к святыне.

Подарочный сертификат от нашей иконописной мастерской — это особый дар, наполненный духовным смыслом и заботой. Его обладатель сможет выбрать любую из наших услуг: написание икон по канонам, изготовление киотов и окладов, иконных досок и полок, реставрацию святынь, декоративное оформление, роспись и многое другое.

Сертификат доступен на любую сумму и может быть использован частично или полностью при заказе. Это достойный подарок целому храму или отдельному человеку на венчание, крещение, день ангела или любой важный духовный повод.

Подарите то, что сохраняется на века — прикосновение к святому ремеслу.

Рассчитать стоимость работы
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.