Мастерская продолжает работать в удалённом формате, принимает заказы в режиме онлайн и осуществляет бесконтактную доставку. Узнать подробнее

Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, Малый Власьевский переулок, 12с2
При храме Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, Малый Власьевский переулок, 12с2

Реставрация киотов и окладов

Изначально иконописная традиция не подразумевала добавления к образу каких-либо дополнительных деталей. Возникновение первых окладов относится к XII веку, киоты для икон появились ещё позже. Со временем, однако, эти элементы убранства прочно вошли иконописную традицию, дали начало целым направлениям православного декоративно-прикладного искусства.

Оклад — накладное украшение лицевой поверхности иконы, обычно металлическое. Оклад может быть украшен эмалью, инкрустирован драгоценными камнями, покрыт чеканными узорами, зернью или сканью. К XVII-XVIII векам искусство создания окладов достигло своей вершины. Одновременно защищающие и украшающие образ, они стали важной частью икон. Однако, по мнению ряда искусствоведов, широкое применение окладов имело губительные последствия для иконописи: древние шедевры скрывались под пластинами металла, оставляя видимыми лишь лики и руки Святых, а новые иконы писались в общих чертах, с подробной проработкой лишь видимых частей. Есть ли у оклада литургический, богословский смысл, который оправдывает его «украшательство»? Безусловно, есть. Символика окладов всецело восприняла символику иконописи и стала её частью. Золото и серебро, скрывающее одежды Святых или фон иконы — символы Божественной благодати и Небесной чистоты. Металлические детали прекрасно передают ощущение света, которые должен исходить от Святого образа. Драгоценности на окладе символизируют духовное богатство, а растительные узоры — вечную жизнь и цветение.

Киот, или кивот — шкафчик или ящик для хранения образа. Он может быть створчатым или застеклённым. В переводе с греческого «киот» означает «ковчег». Киот иконы символизирует Ковчег Завета со скрижалями. Таким образом, хранение иконы в киоте отражает её непреходящую ценность и неподверженность разрушению. Как и в случае с окладом, практическое назначение подкрепляется литургическим смыслом. Не являясь непосредственной частью образа, киот, тем не менее, бережно хранится и при необходимости реставрируется. Реставрация киотов, как и реставрация окладов — важная часть работы иконописцев-реставраторов.

Иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского уже много лет занимается реставрацией окладов и киотов, наряду с реставрацией икон.

Первым этапом реставрационной работы является консервация сохранных частей. С иконы временно удаляется оклад и съемные части киота (или киот целиком), иконная доска при необходимости укрепляется, изображение расчищается и покрывается защитным лаком. Также удаляются загрязнения, которые могли накопиться внутри киота — пыль, паутина, древесная крошка.

Реставрация оклада — отдельная нетривиальная задача. Прежде всего, требуется удалить загрязнения с металла, обработав его специальным составом. Темнеет от времени не только серебро, но и латунь. Меняет свой вид и золото, особенно с примесями. Однако чистка возвращает металлу первозданный блеск. Сложнее вернуть форму помятым или повреждённым тонким листам, из которых зачатую изготовлены оклады. Иногда части оклада бывают утрачены, требуется с нуля восстановить недостающий фрагмент. Возвращённый на икону, оклад прочно укрепляется на ней. В данном случае по периметру иконы выложен витой серебряный шнур, удерживающий фрагменты оклада.

Один из самых тонких моментов реставрации оклада — работа с накладным венцом. Этот элемент, нимб Святого, зачастую выполнен из другого металла или в другой технике, чем остальная часть оклада. Он может быть ажурным или с городчатым краем. Хрупкость венца делает его особенно уязвимым для повреждений и требует от реставратора ювелирной аккуратности в работе. Венец возвращается мастером на икону в последнюю очередь.

Стоимость реставрации окладов в Москве

Цена окладов и икон с окладами издавна определялась не только обилием драгоценных металлов и камней, но и художественной ценностью, тонкостью работы мастера. Тем же определяется и стоимость реставрации окладов. Чтобы установить, какова точная цена реставрации, мастеру необходимо увидеть образ с окладом, определить материалы, степень поврежденности и объём работы.

Стоимость реставрации киотов

Реставрация киотов, цена которой также индивидуальна, на первый взгляд требует меньше усилий, но это не совсем так. Восстановление целостности и декоративного убранства киота, укрепление и нанесение защитного лака — таковы основные шаги, определяющие стоимость реставрации киотов. Однако киот, как «первый рубеж защиты» Святого образа, выполненный к тому же из дерева, страдает больше всего и порой может не подлежать восстановлению. В тех редких случаях, когда реставрация киотов оказывается невозможной, в иконописной мастерской во имя преп. Алипия Печерского можно подобрать новый киот.

Ориентировочную цену реставрации иконы узнавайте по нашему телефону: +7 (495) 721 84 15 или заполнив форму ниже.

Рассчитать стоимость работы
Мы перезвоним в ближайшее время
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.