Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1
При храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1

Реставрация киотов

Киот, или кивот — шкафчик или ящик для хранения образа. Он может быть створчатым или застеклённым. В переводе с греческого «киот» означает «ковчег». Практическое назначение подкрепляется литургическим смыслом. Киот иконы символизирует Ковчег Завета со скрижалями. Таким образом, хранение иконы в киоте отражает её непреходящую ценность и неподверженность разрушению. Не являясь непосредственной частью образа, киот, тем не менее, бережно хранится и при необходимости реставрируется. Реставрация киотов, как и реставрация окладов — важная часть работы иконописцев-реставраторов.

Иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского уже много лет занимается реставрацией киотов, наряду с реставрацией икон.

Первым этапом реставрационной работы является консервация сохранных частей. Снимаются съемные части киота (или киот разбирается целиком), вынимается икона. Иконная доска при необходимости укрепляется, изображение расчищается и покрывается защитным лаком. Также удаляются загрязнения, которые могли накопиться внутри киота — пыль, паутина, древесная крошка. Дальнейшие этапы реставрации определяются в зависимости от сохранности того или киота  - если нужно, производится восстановление утраченных элементов, исправление геометрии, золочение рамы, повторная склейка и покраска деталей, покрытие лаком.

  • Подробнее об устройстве старинных киотов (см. подробнее)
  • Почему нужно реставрировать старинные киоты (см. подробнее)

Как устроены старинные киоты

Киот — ковчег, хранилище иконы, её обитель, помещение, а, проще говоря, дом для иконы. В нём нет резких перепадов температуры и влажности, нет сквозняков, пыли, дыма, копоти, нет летающих насекомых. Киот охраняет и бережёт рукописную икону и иконную доску от неблагоприятных воздействий внешней среды и неосторожного обращения.

Исторически закрытый киот со стеклянной дверцей-окошком появился в середине XIX века, когда на заводах освоили производство недорогого оконного стекла. В дверцу киота обычно вставляли тонкое (1 - 1,5 мм), слегка волнистое стекло, которое преображало Святой Образ и располагало предстоящих к живому молитвенному общению со святыней. Киот обычно вешали на стену таким образом,  чтобы можно было приложиться к иконе через стекло. На верхней, а чаще на нижней стенке киота часто крепилось металлическое гнездо, в которое вставлялся подвес для лампады. Дверца киота традиционно открывалась слева - к сердцу (слева замочек, а справа петли). 

Киот, как дом для иконы, обычно строили деревянным - спереди дверка-окно, по бокам и сзади — стены. В доме для Святого образа всегда много воздуха и света.

Если положить киот задней стенкой на стол, то между ней и иконной доской будет небольшой зазор, поскольку икона свободно вставлена в раму и закреплена в ней. А уже сама рама лежит на задней стенке между боковыми. Это делается для благоприятного и бережного сохранения Святого Образа в сырых и холодных помещениях. 

Почитаемую святыню всегда старались украсить. Главным украшением в киоте служила рама — обрамление иконы. Деревянная рама сложной формы обычно покрывалось грунтом (левкасом) и золотилось сусальным золотом. Часто раму делали двойную. Нижняя внутренняя рама простая - в форме чаши, а поверх неё либо крепились также покрытые левкасом и позолотой резные узорчатые накладки, либо цельный прорезной деревянный наличник, украшенный, как правило, виноградной лозой, листьями и цветами. Золото обычно клали на специальный состав — полимент, который получали  из красной глины. Полимент часто проглядывает в местах потёртостей из-под сусального золота.

Многие киоты имели сложную форму боковых стенок. Сверху киота могла быть арка или купол с острым навершием, а стенки выводили дугами, петлями или змейкой. Углы киота обычно закруглялись. Рама, вписанная в фигурный киот, как правило, повторяла его форму. В верхнем поле рамы часто ставили резную фигурку голубя - символа Святого Духа, - на щепном основании в форме звезды с лучами. Иногда в верхнем поле рамы делали позолоченную латунную вставку с гравировкой.

Сам короб киота вместе с передней дверцей и лицевыми накладками на ней для упора стекла являлся довольно сложным столярным изделием. Каркас киота набирался из тонких (около 1 см толщиной) строганых дощечек, распиленных вдоль так, чтобы боковины короба и дверцы собирались из одного куска древесины. Затем с помощью столярного клея и пресса собирали единую конструкцию и приклеивали к ней заднюю стенку короба и лицевую накладку дверцы. Так делали для того, чтобы стеклянная дверь в дальнейшем прижималась к коробу киота без щелей и перекосов.

Для укрепления лёгкой дверцы и придания ей формы в лицевую накладку спереди вырезали (впрессовывали) тонкие латунные полоски - силовые и декоративные элементы. На видимые поверхности короба и дверцы наклеивали красивый шпон лиственных пород дерева и покрывали его цветным лаком под красное дерево. Шпон обычно клеили поперёк продольных реек каркаса

Причины реставрации старинных киотов

Древесина естественной сушки - прекрасный материал, - прочный, чистый, лёгкий, долговечный. В деревянном киоте здоровый микроклимат. Дерево живое, оно дышит. Набирая влагу, древесина становится толще, при высыхании — тоньше. Издревле люди знали об этом и не делали жёстких соединений в деревянных конструкциях. 

Структура древесины неоднородна. В зависимости от направления распила волокон дерева и наличия сучков, доска при высыхании меняет форму, её выгибает и коробит. Рассыхаясь с годами, деревянная доска практически не меняет длины, но становится заметно меньше по ширине. В киоте задняя стенка с годами становится уже и силой стягивает к середине приклеенные к ней боковые стенки. При этом она трещит и рвётся сама.

Хуже, когда боковые стенки отрываются от задней, обрывая с себя куски шпона, или изгибаются и перекашиваются. Короб киота и его дверца встают в распор, и между ними образуются щели. При деформациях дверцы киота часто гнётся и лопается стекло, и выпадают наружу латунные вставки в лицевой накладке дверцы. Что касается клеевых соединений, то столярный клей не переносит сырости. От влаги клей раскисает, а при последующем высыхании съеживается в твёрдые комочки и разрывает место склейки. Киот просто рассыпается на доски с которых отваливается отклеившийся шпон. А в золочёной раме киота усохшая древесина, покрытая слоем мелового левкаса, либо трещит и рвётся сама, либо от неё отслаивается и осыпается грунт левкас. Особенно сильно разрушаются киоты, находившееся зимой в неотапливаемых сырых домах после их перевозки в отапливаемые помещения с пониженной влажностью. 

Реставрация и ремонт разрушившихся и деформированных деревянных киотов, их восстановление, желательно делать одновременно с реставрацией самой иконы.

Для грамотной реставрации киотов требуются профессиональные навыки, инструменты и материалы. Не рекомендуется «восстанавливать» киоты с помощью гвоздей и любительской подклейки развалившихся обломков. Как правило, такого ремонта хватает не надолго, и можно испортить при этом пока еще целые детали киота. 

После реставрации киот приобретает новую долгую жизнь. Чем же родной старый киот лучше новодельного? Во-первых, он «родной». Икона в родном киоте не окажется в новом непривычном для неё доме, который будет отличаться от старого по микроклимату и экологичности внутренней среды. Во-вторых, у нового киота нет духа старины, исторической памяти и исторического внешнего вида. Практически невозможно сейчас изготовить киот по старым технологиям 19-начала 20 веков и воссоздать стиль и манеру исполнения старых мастеров. А в-третьих, при грамотной реставрации родного для иконы киота, Вам достанется киот крепкий, проклеенный и подкрашенный, полностью почищенный, с восстановленной фурнитурой и декоративными элементами, с заделанными изъянами, защищённый снаружи от влаги и пыли.

Также очень важно, что при реставрации производится изменение и доработка геометрии киота, снимаются внутренние напряжения в самом дереве, а также в местах склейки и примыкания друг к другу деталей киота. А поскольку дерево старого киота выдержанное, его дальнейшее рассыхание маловероятно. Эта методика предотвращает дальнейшие деформации дерева и гарантирует долгую целостность старинного киота и его внутреннего убранства.

Рассчитать стоимость работы
Мы перезвоним в ближайшее время
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.