Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, Малый Власьевский переулок, 12с2
При храме Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, Малый Власьевский переулок, 12с2

Иконостасы

Создание иконостаса для храма — огромная радость и сложнейшая работа

Каждый иконостас, создаваемый на заказ в мастерской во имя преп. Алипия Печерского, уникален по своему замыслу и исполнению, досконально выверен с богословской, архитектурной и художественной точки зрения. Значение иконостаса для православных христиан очень велико. Иконостас через образы воплощает смысл литургии и неразрывно связан с процессом богослужения. Он призван помогать верующим полнее понять суть литургии и приобщиться к данной Богом истине.

Иконописная мастерская о создании иконостаса

Накопленный мастерской опыт показывает, что иконостас для храма является результатом интенсивной согласованной работы архитекторов, художников, мастеров столярного дела, священников, богословов, искусствоведов и других специалистов. Это всегда со-деяние (совместное деяние), совершающееся на пике духовного подъема. Многие искушения преодолеваются с помощью Божией на пути к созданию произведения поистине высочайшей духовной, религиозной и социальной ценности. Каждый новый иконостас — это как новая страница в истории, новый кирпичик в храме всех православных верующих, созданный совместным трудом и благодаря силе молитв.

Изготовление иконостасов - немного о технологии

В мастерской создаются иконостасы в различных стилях - от византийского до академического.

Резьба иконостасов выполняется в наших производственных мастерских на высококачественном оборудовании и путем ручной резки. Изготовление осуществляется по индивидуальным проектам высококвалифицированными мастерами, владеющими профессиональными навыками художественной обработки древесины. Используются различные породы дерева (дуб, липа, кедр, ясень, сосна), имеющие соответствующую технологическим стандартам выдержку.

Этапы изготовления иконостаса

Иконостас на заказ — организационные моменты

Важный этап проектирования иконостаса позволяет учесть архитектурные особенности храма, его внутреннего убранства, историческое значение.

В мастерской во имя преп. Алипия Печерского очень подробно подходят к созданию проекта будущего иконостаса, В зависимости от ситуации архитектор мастерской выезжает на обьект для снятия точных замеров или же использует предоставленную заказчиком техническую документацию, чтобы сделать индивидуальный проект иконостаса. Ниже представлены примеры работ, выполненных на заказ нашим коллективом.

Для более полной консультации, пожалуйста, свяжитесь с мастерской по телефону или заполните форму ниже.

Особо выразительные иконостасы, созданные в мастерской

Уже без малого 30 лет коллектив иконописной мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского работает в сфере церковного искусства. Все началось осенью 1991 года, когда организатор мастерской Т.В. Трубникова собрала молодых художников и опытных преподавателей в стенах мастерской, и начался сложный путь к освоению мастерства иконописания. Первыми учителями коллектива мастерской стали замечательные преподаватели, ученые, практики, сделавшие очень много для сохранения достояний русского церковного искусства: Г.В. Попов, искусствовед, профессор, в то время - директор Московского музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, К.Г. Тихомирова, опытнейший реставратор музея, художник-иконописец. Они дали очень многое начинающим тогда иконописцам, поделились своим огромнейшим опытом, любовью к изучению иконы, древнерусской живописи, передали свое состояние очарованности избранным делом. А это и был самый ценный дар, который талантливые учителя могли дать своим ученикам, продолжившим развивать и обогащать его.

Сначала первые работы выполнялись в качестве учебных, некоторые из них передавались в церковные лавки. Но в скором времени коллектив иконописной мастерской получил подарок - написание первого иконостаса. Первой крупной работой мастерской стал пятиярусный тябловый иконостас и иконы двух приделов храма Спаса Нерукотворного в Гирееве (1993 г.). Иконография этого ансамбля основана на древних образах московской школы иконописи эпохи преп. Андрея Рублева и Дионисия. Так каждый иконописец мастерской, участвуя в общей работе, в тесном сотрудничестве с другими, формировался и вырастал до мастера, способного выполнять иконописные работы любой сложности.

Еще в начале своего пути сотрудники мастерской получили благословение ныне Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на работу.

С 2010 года мастерская работает при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», настоятель храма — митрополит Волоколамский Иларион.

Сейчас иконописная мастерская во имя преп. Алипия Печерского выполняет различные виды сложных работ: написание икон, создание иконостасов для храмов и церквей, реставрация Святых Образов и киотов, изготовление киотов, росписи.

Этапы изготовления иконостаса для храма

Изготовление иконостаса — сложный, поэтапный процесс, тебующий одновременно строгой дисциплины и творческого подхода. Изготовление иконостаса возможно при участии множества специалистов: архитекторов, мастеров художественной резьбы по дереву и столярных работ, художников-иконописцев, инженеров-технологов, позолотчиков и прочих. Именно кропотливая работа такого сплоченного коллектива иконописной мастерской в сотрудничестве с духовеством позволяет создать уникальный иконостас для храма. Мастерами разрабатывается индивидуальный проект для храма, по которому исключительно путем ручной работы выполняется каждый этап создания иконописного ансамбля. Каждый участник артели трудится с пониманием особой важности своей миссии, вносит частичку души и молитву в создаваемый иконостас.

В самом начале работ архитектор иконописной мастерской во имя св. Алипия разрабатывает проект будущего иконостаса, беря за основу историю и стиль храма, а также комментарии и пожелания его настоятеля. Проект учитывает планировку храма и создается по чертежам, сделанным на основе замеров, проведенных во время выезда специалистов мастерской в храмовый комплекс.

Далее рабочие чертежи иконостаса используются в компьютерном моделировании. В такой трехмерной модели хорошо виден иконостас в объеме, а также отдельные детали и декоративные элементы. На компьютерную модель накладывают текстуры, освещение, что позволяет представить будущий облик иконостаса в интерьере храма.

Перед поступлением проектов и чертежей в работу необработанная древесина (пиломатериал) проходит специальную подготовку: высушивается с соблюдением всех необходимых параметров в специальных камерах. Высушенное таким образом дерево менее подвержено воздействиям окружающей среды и не дает трещин. Для изготовления иконостаса используются такие породы дерева, как сосна, липа, бук и др.

На этапе столярных работ по чертежам изготавливается каркас (тело) иконостаса сначала на специальных станках, а далее с помощью инструментов ручной работы. По каркасу иконостаса крепятся детали и элементы резьбы. Сборка выполняется на высшем уровне качества, позволяет провести аккуратно отделочные работы. По специальным чертежам изготавливают также иконные доски из липы, опираясь на древние традиции, наилучшим образом подготавливающие дерево для нанесения на него Святого Образа на века.

Резные украшения иконостаса изготавливаются вручную, по художественным эскизам. Далее элементы резьбы тщательно готовят для позолоты, и после всех этапов нанесения левкаса, шлифовки, покрытия лаком позолотчики наносят на украшения тонкие слои сусального золота.

Убранство иконостаса гармонично дополняется украшениями из металла: басменным обрамлением и басменными вставками из латуни и мельхиора., а также позолоченными элементами, деликатно подчеркивающими красоту икон.

В целом архитектурно-живописное решение иконостаса призвано воплощать сакральный смысл помещения храма.