Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
Москва, Пятницкая улица, 3/4 стр.2
При храме Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
Москва, Пятницкая улица, 3/4 стр.2

О мастерской

Иконописная мастерская во имя преп. Алипия Печерского организована в 1991 году Татьяной Владимировной Трубниковой. У истоков создания мастерской стоял Геннадий Викторович Попов, доктор искусствоведения, профессор, ныне — директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева. В дальнейшем художественное руководство мастерской осуществляет реставратор и иконописец Кира Георгиевна Тихомирова. В 1991 г. в день памяти преп. Алипия Печерского состоялось первое занятие иконописной мастерской. Сейчас Кира Георгиевна по-прежнему продолжает наставлять и опекать художников, большинство из которых люди молодые и ищущие. Коллектив мастерской трудится в духе любви и послушания старшему художнику.

В последние годы основные работы мастерской (такие, как иконостас храма св. Равноапостольной княгини Ольги в Паломническом центре Московского Патриархата, иконы для иконостаса храма св. великомученицы Екатерины на Всполье, иконостас храма в честь иконы Божьей Матери Спорительницы хлебов в с. Соколово Тамбовской епархии, иконостас Троицкого храма представительства Русской православной церкви в Брюсселе) проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Иконостас для храма Святителя Николая Военно-строительной академии (г. Балашиха) был выполнен по благословению и под духовным руководством отца Николая Погребняка. При строгом соблюдении канона и уважении к традиции мастера решают сложные художественные задачи. Внимательное отношение к построению иконы, грамотное исполнение рисунка и живописи, выполняемой натуральными пигментами, в согласии с древней технологией, делает их произведения содержательным и убедительным.

Иконописная мастерская во имя преп. Алипия Печерского организована в 1991 году Татьяной Владимировной Трубниковой. У истоков создания мастерской стоял Геннадий Викторович Попов, доктор искусствоведения, профессор, ныне — директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева. В дальнейшем художественное руководство мастерской осуществляет реставратор и иконописец Кира Георгиевна Тихомирова. В 1991 г. в день памяти преп. Алипия Печерского состоялось первое занятие иконописной мастерской. Сейчас Кира Георгиевна по-прежнему продолжает наставлять и опекать художников, большинство из которых люди молодые и ищущие. Коллектив мастерской трудится в духе любви и послушания старшему художнику.

Одно из направлений работы мастерской — копирование хорошо сохранившихся древних чудотворных образов. Копия дает возможность понять образ «изнутри» технологического процесса.

Иконописная мастерская во имя преп. Алипия Печерского организована в 1991 году Татьяной Владимировной Трубниковой. У истоков создания мастерской стоял Геннадий Викторович Попов, доктор искусствоведения, профессор, ныне — директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева. В дальнейшем художественное руководство мастерской осуществляет реставратор и иконописец Кира Георгиевна Тихомирова. В 1991 г. в день памяти преп. Алипия Печерского состоялось первое занятие иконописной мастерской. Сейчас Кира Георгиевна по-прежнему продолжает наставлять и опекать художников, большинство из которых люди молодые и ищущие. Коллектив мастерской трудится в духе любви и послушания старшему художнику.

Иконостас и иконописное убранство храмов

Большую часть заказов мастерская преп. Алипия выполняет для Церкви, создавая иконописное убранство храмов. Это иконостасы, многие из которых многоярусные и достаточно сложные, запрестольные образы, иконы в киотах, аналойные иконы и т. д. Иконы, вышедшие из этой мастерской, украшают многие храмы Москвы и Подмосковья, России и Святой Земли, Греции, Литвы, Бельгии и Чехии

Создание иконостасов — это одно из главных направлений работы иконописцев. Иконостас — ядро храмового литургического образа, это не просто декоративное сооружение, закрывающее алтарь, но единый ансамбль икон, являющихся составной частью богослужения и помогающих верующим глубже войти в сокровенный смысл литургии. Создание иконостаса требует внутренней дисциплины даже больше, чем написание отдельных икон. Каждый из мастеров может работать самостоятельно, но над иконостасом вся мастерская трудится сообща, превращаясь в единый организм, где главное — работа на общий результат, создание единого ансамбля.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Перечень созданных мастерской за прошедшие годы иконостасов и отдельных икон для храмов и монастырей России и зарубежья свидетельствует о большом диапазоне деятельности и творческой эволюции иконописцев:

  1. Иконостас в церкви свв. Бориса и Глеба в Зюзине
  2. Иконы для храма Божьей Матери «Отрада и Утешение»
  3. Иконы для храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Вознесенском Елеонском монастыре
  4. Иконостас храма свт. Николая в Карловых Варах (Чехия)
  5. Иконы для Николо-Перервинского монастыря, в том числе и пятиярусный иконостас Никольского собора
  6. Иконостас храма при женском следственном изоляторе, г. Москва
  7. Иконостас Троицкого храма подворья Николо-Перервинского монастыря
  8. Образы для храма свт. Григория Неокессарийского на Большой Полянке и иконостас правого придела;
  9. Иконостас и отдельные иконы для Троицкого собора Белопесоцкого монастыря в Подмосковь
  10. Полное убранство (89 икон) нововозведенного храма Иверской иконы Божьей Матери в Паланге (Литва)
  11. Иконостас храма Архангела Михаила Донского монастыря в Москве
  12. Иконы для центрального иконостаса Благовещенского собора г. Богородска
  13. Трехъярусный иконостас и отдельные образы для Троицкого собора в п. Старая Купавна под Москвой
  14. Иконостасы для храмов св. Иоанна Кронштадтского) и прп. Андрея Рублева в подмосковном г. Электросталь
  15. Иконостас и иконы для храма св. равноапостольной княгини Ольги в паломническом центре Московского Патриархата
  16. Иконы для храма св. Георгия Победоносца в Патрах (Греция)
  17. Иконостас храма Рождества Христова в Бутове, на юге Москвы; иконостас Покровского храма г. Тольятти
  18. Иконостас для храма иконы Божьей Матери «Спорительницы хлебов» в д. Соколово Тамбовской обл.
  19. Иконы для иконостаса храма св. вмч. Екатерины на Всполье в Москве
  20. Иконостас и образы в киотах для храма Свято-Троицкого Ставропигиального подворья РПЦ в Брюсселе (Бельгия)
  21. Иконостас для храма Святителя Николая Военно-строительной академии в г. Балашихе.

Каждый из этих ансамблей по-своему уникален, и в каждом художники ставили определенную задачу — богословскую, художественную, стилистическую, от решения которой зависел конечный результат. Главный импульс современного художественного процесса состоит в том, что итоги предыдущего творческого опыта не всегда возможно повторить, так как каждый храм имеет свои особенности и приходится искать единственное необходимое для него решение. Но именно это часто подвигает искать неординарные решения и открывать новые выразительные возможности.

Прежде всего, условия иконописцу диктует архитектура храма, архитектурный облик определяет стилистику иконного убранства. Но и удачно написанные иконы могут изменить интерьер до неузнаваемости. Опыт мастерской преп. Алипия достаточно богат — мастерам приходилось работать и в древнерусском храме, и в пространстве барочной церкви, и в классицистическом интерьере, и в храмах, построенных в стиле «эклектика». Они писали иконы и для помещений, изначально не предназначенные для богослужений, но в силу тех или иных обстоятельств приспособленных под храм. Один из наиболее ярких примеров и трудных для иконописцев — домовый храм св. равноапостольной княгини Ольги Паломнического центра Московского Патриархата. Он расположен на последнем этаже высотной гостиницы «Университетская», его называют самым высоким храмом Москвы. Иконы и иконостас, выполненный мастерской преп. Алипия, преобразили пространство, превратив обычный зал в «небо на земле».

При создании каждого ансамбля иконописцам приходится решать различные, и порой неожиданные, задачи. Специфика церковного искусства такова, что избрать один стиль или одну манеру изображения и тиражировать ее в разных храмах невозможно. В устроении храма не может быть ни типовых проектов, ни шаблонных решений, каждый ансамбль, как живой организм, индивидуален. В мастерской преп. Алипия твердо придерживаются принципа — писать иконы, исходя из уникальности храма. Например, нововозведенный храм имеет свою специфику в отличие от древнего собора: в новом храме убранство в едином стиле выполнить легче, чем сделать даже один иконостас там, где уже есть свои сложившиеся традиции. Но именно благодаря такой постановке задачи, мастерская преп. Алипия создает произведения, каждое из которых имеет свое лицо и запоминающийся художественный образ.

В последние годы основные работы мастерской (такие, как иконостас храма св. Равноапостольной княгини Ольги в Паломническом центре Московского Патриархата, иконы для иконостаса храма св. великомученицы Екатерины на Всполье, иконостас храма в честь иконы Божьей Матери Спорительницы хлебов в с. Соколово Тамбовской епархии, иконостас Троицкого храма представительства Русской православной церкви в Брюсселе) проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Иконостас для храма Святителя Николая Военно-строительной академии (г. Балашиха) был выполнен по благословению и под духовным руководством отца Николая Погребняка. При строгом соблюдении канона и уважении к традиции мастера решают сложные художественные задачи. Внимательное отношение к построению иконы, грамотное исполнение рисунка и живописи, выполняемой натуральными пигментами, в согласии с древней технологией, делает их произведения содержательным и убедительным.

Создание иконостасов — многосложная задача. Но именно эта работа формирует у мастеров чувство общности, которое делает группу художников иконописной артелью. Иконописцы работают над созданием больших ансамблей, находясь в творческом и духовном взаимодействии между собой. Сегодня в храмах нередко работают бригады, собранные случайно, порой для выполнения одного единственного заказа. Ведущий мастер, набравший бригаду, диктует свои условия. В мастерской преп. Алипия сложилась иная традиция. Здесь работа распределяется поровну, и все трудятся так, чтобы из индивидуальных манер сложился общий результат, радующий всех. Состав художников здесь стабильный, доброжелательный климат способствует созданию дружного коллектива. Люди годами работают вместе, научаются чувствовать и понимать другого, что для церковного творчества далеко не последнее дело.