Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1
При храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1

Роспись храмов и церквей

Храм во все времена являлся «небом на земле», поскольку через богослужение и Евхаристию нам открывается Царство Небесное, и так мы приобщаемся к жизни вечной. Поэтому вся система художественного убранства храма должна подчинятся этому. Уже в раннехристианских катакомбных храмах начала складываться строгая и логичная система росписей.

Современные иконописцы при росписи храма, как правило, стараются учитывать время, в которое был создан храм, особенности архитектуры и, конечно, пожелания священноначалия и церковной общины. В новом, ныне созданном храме художник более свободен, но и тут он должен учитывать несколько аспектов: посвящение храма, его пространственные особенности, стилистическое соответствие с уже имеющимися иконами и т.д.

О стилях и видах росписи

Стенопись — одно из древнейших видов искусств, сформировавшееся еще на заре развития человечества. До наших дней сохранились настенные росписи катакомбных церквей, периода гонения на Христианство, эпохи Римской империи. Но наиболее полно искусство стенописи проявило себя в послеиконоборческий период, в Византии. Художники- монументалисты того времени взяли на вооружение весь технологический арсенал античности.

Доведенное до совершенства искусство Римской мозаики, нашло свое продолжение в убранстве Святой Софии Константинопольской, во множестве Балканских храмов и в церквях Равенны, Рима и Флоренции. Особого внимания заслуживают виртуозные росписи по сырой штукатурке (“al fresco”), сохранившиеся до наших дней в монастыре в Хоре и в многочисленных храмах Греции и Сербии.

С принятием христианства святым равноапостольным князем Владимиром, на Руси началось строительство храмов, стены которых, по византийской традиции, было принято украшать росписью. На начальном этапе приглашались мастера непосредственно из Византии, которые и задали каноническую преемственность русского христианского искусства. Великолепным примером этого периода является роспись в Спасо-Мирожском монастыре в Пскове.

Однако после длительного перерыва в церковном строительстве, связанным с татаро- монгольским игом, на Руси выкристаллизовывается собственный, неповторимый стиль стенописи, ярко проявившийся в произведениях преподобного Андрея Рублева, его учеников, а также в работах Дионисия –иконописца и мастеров его круга.

Новым всплеском монументальной живописи в России отмечена вторая половина 17 века. Такие признанные мастера, как Гурий Никитин, Сила Савин, под влиянием пришедших с запада инноваций, создали свой неповторимый стиль ковровой многоцветной росписи, ярко проявившийся в стенописи церквей Ярославля, Ростова- Великого, Костромы и многих городов севера России.

Постепенно влияние западного академического искусства становилось все более сильным, и в росписях храмов все чаще стала преобладать масляная живопись, с присущим ей стремлением к реалистической трактовке Святых образов.

В этой стилистике отдельно выделяется стенопись палехских мастеров конца 19 века (например, роспись Грановитой палаты в Кремле), а также росписи прекрасных мастеров - Васнецова, Нестерова и Корина в стиле модерн.

Нашей бригаде монументалистов за годы совместной работы довелось поработать во всех перечисленных стилях и накопить немалый художественный и технологический опыт. 

О технологиях росписи

Одним из самых древних и традиционных видов росписи является техника росписи по сырой штукатурке. Ее основное технологическое достоинство в том, что при ее использовании для красок не требуется связующая компонента (клей). На стену, предварительно покрытую известковой штукатуркой , пока она еще сырая, наносится пигментный порошок, разведенный простой водой. Он проникает в сырой грунт достаточно глубоко, и сохраняется в ней после высыхания. Отсутствие связующего гарантирует долговечность росписи, так как стена при этом продолжает «дышать». Однако эта техника не предполагает внесение изменений после высыхания штукатурки, которая может впитывать пигмент только 4 часа, после чего приходятся наносить новый слой.

Современные технологии дают нам широкие возможности выполнять росписи в любых стилях, с наименьшими затратами. К таким краскам относятся силикатные (производства, например, фирм Кайм и Аллигатор) и темперные материалы. Решение о выборе той или иной технологии зависит от поставленных художественных задач, бюджета, а также технологических нюансов, связанных с подготовкой стен.

Еще одним способом убранства стен является роспись на холсте, с последующей наклейкой на стену. У этой техники есть большое преимущество - поскольку живопись выполняется в мастерской, нет необходимости установки лесов на длительное время. Практически исключено загрязнение рабочей зоны. Но данная техника применима лишь на плоских и производных от плоскостных поверхностях. Часто такой способ применяется для выполнения росписи в деревянных храмах, где холст наклеивается на ровную основу, прикрепленную непосредственно к деревянной стене.

Техника масляной живописи для новых росписей сейчас используется довольно редко — в основном она применяется при воссоздании или восстановлении полностью или частично утраченных произведений. Работа с масляными красками занимает больше времени, стена требует сложной и тщательной подготовки. Решение о целесообразности применения масляных красок, безусловно, в первую очередь зависит от поставленных художественных задач.

Участники бригады художников-монументалистов Иконописной мастерской во имя прп. Алипия Печерского - преподаватели ведущих российских художественных ВУЗов, члены Московского Союза Художников и Международной Конфедерации Союза Художников. Наши художники имеет многолетний опыт росписи и реставрации настенной живописи в храмовых комплексах, монастырях, а также в светских зданиях и памятниках архитектуры. Руководитель бригады - член МСХ, Алексей Михайлович Смирнов-Воскресенский.

Роспись храма — сложный и многоэтапный процесс

Вот основные вехи этой работы:

Создание эскизного проекта и общей концепции росписи. Каждый проект подробно обсуждается со священноначалием, заказчиком, а также архитекторами, богословами и художниками мастерской. Наши специалисты выезжают на место проведения работ для детального и предметного осмотра, а также для выполнения необходимых замеров.

Выбор технологического решения. В зависимости от строительных характеристик храма, материала стен (бетон, кирпич, дерево и т.п.) специалисты мастерской порекомендуют ту или иную технологию выполнения настенной росписи. Наши мастера имеют большой опыт работы с самыми разными красками - темперными, акриловыми, силикатными (например, фирм Keim или Alligator). Конечно, на технологию росписи также влияет выбранное общее стилистическое решение.

Подготовка поверхности стен. Это очень ответственный этап, от которого во многом в дальнейшем будет зависеть долговечность всей выполненной росписи. Перед началом любых работ выполняется тщательная дефектовка стен — на предмет наличия скрытых повреждений, трещин, пустот и т. п. При необходимости, производятся работы по исправлению выявленных дефектов. Только после этого можно приступать непосредственно к подготовке стен под роспись. Каждый вид красок предполагает свою технологию подготовки стен — применяются различные виды шпаклевок и лаков, которые наносятся многослойно, в определенной последовательности. В случае росписи деревянного храма, выполненного из сруба, чтобы компенсировать неровности стены, в качестве основы под роспись могут применяться холст, дерево или гипсокартон. Наша мастерская выполняет подготовку стен совместно с компанией-поставщиком или производителем лако-красочных материалов. Применяются только рекомендованные и сертифицированные материалы.

Создание рабочих фор-эскизов. Одновременно с выполнением работ по подготовке стен, бригада художников-монументалистов мастерской начинает работу над графическими фор- эскизами, они выполняются в масштабе 1к50. В них согласуются основные схемы сюжетов, их масштаб, и состав образов.

Далее начинается разработка рабочих эскизов в цвете— эта точная, но уменьшенная копия последующей росписи в масштабе 1 к 20 или 1 к10. На рабочих эскизах прорабатываются и согласовываются все детали, нюансы художественного и иконографического решения. При необходимости для сложных поверхностей (например, для сводов храма, конхи алтаря и т.п.) выполняются макеты. Макет представляет собой объемную 3D модель внутреннего пространства храма, позволяющую рассчитать и скорректировать все искажения, возникающие при выполнении росписи на поверхностях сложной геометрической формы.

Выполнение росписи. На этом этапе созданные эскизы переносятся непосредственно на стены. В зависимости от особенностей архитектуры определяется порядок выполнения живописных работ. Сначала выполняются роспись основных объемов композиции, затем - тщательная проработка деталей, орнаментов, ликов. После окончания всех работ вся живопись покрывается специальными лаками — для сохранности росписи на долгие годы.

Роспись храмов в московской иконописной мастерской

Мастерская преп. Алипия выполнила ряд настенных росписях, по которым можно судить о высоком профессионализме иконописцев, умении работать в архитектурном пространстве, сочетая строгий канон и художественную свободу.

Сколько стоит роспись храма?

Узнавайте индивидуальную стоимость настенных росписей по телефону +7 (495) 721 84 15 или заполнив форму ниже.

Рассчитать стоимость работы
Мы перезвоним в ближайшее время
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.