Назначение венчальной пары икон — сопровождать молодую чету, заключившую брак, от алтаря через всю совместную жизнь и поддерживать супругов в тяжёлые моменты этого пути. Уже много столетий дарование молодым родительского благословения происходит с участием венчальной пары — первого и важнейшего подарка новоиспеченной семье от близких. Одна из икон венчальной пары — образ Христа, которым благословляют жениха, другая — образ Богоматери, которым благословляют невесту. По сложившейся традиции, изображение Христа в составе венчальной пары — это всегда Спас Вседержитель, а богородичная икона может быть выбрана на усмотрение дарящих.
Данная венчальная пара — икона Спас Вседержитель и икона Богородицы Серафимо-Дивеевское Умиление, написанные в единой стилистике. Оба изображения выполнены преимущественно в тёплых тонах, насыщенными светлыми красками. Головы Христа и Богоматери увенчаны золотыми нимбами, а их лики оживлены лёгким румянцем.
Христос Вседержитель, или Пантократор — один из древнейших и важнейших образов в иконографии Спасителя. На данном поясном изображении Иисус облачён, по традиции, в пурпурный хитон и синий гиматий. С его плеча спускается золотая полоса — клав — символ высокого происхождения у византийской знати, увековеченный в иконописной традиции. Голову Спасителя венчает крестчатый нимб. Примечательно, что Христос Вседержитель — небесный Владыка и строгий Судия — указывает рукой на Евангелие с красным обрезом, раскрытое на словах милосердия и ободрения: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28).
Серафимо-Дивеевская Божия Матерь «Умиление» — образ с удивительной историей и необыкновенной иконографией. Её почитание связано с именем Святого преподобного Серафима Саровского, называвшего эту икону «Радостью всех радостей». При жизни знаменитого старца икона находилась в его келье, перед ней он отошёл в мир иной. После этого икона, переданная Дивеевской женской обители, стала особо чтимой. На первообразе иконы присутствовала интересная деталь — по краю нимба Богородицы были написаны слова из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!». Возможно, с этим связано частое включение этой иконы в венчальные пары. На данной иконе Богоматери Серафимо-Дивеевское Умиление хорошо заметны некоторые особенности, выделяющие её из множества богородичных икон: Богоматерь изображена без Младенца, со сложенными на груди руками, вместо традиционного мафория она облачена в алый хитон и синий плащ, а голова и плечи покрыты лёгким белым убрусом. Одежды Пречистой Девы украшены золотым воротом и звёздами, выполненными в технике ассиста (штрихами сусального золота).
В составе венчальной пары эти иконы, к которым ежедневно обращено множество молитв, обретают новый смысл. Благословение жениха иконой Христа Вседержителя признано напомнить молодому человеку, что отныне он — хозяин дома и глава семьи, принимающий на свои плечи всю ответственность за близких. Икона Богородицы Серафимо-Дивеевское Умиление, которой благословляют невесту, указывает будущей жене и матери верный путь для поддержания мира и в доме — жизнь в любви, кротости и терпении.
Традиция венчальных пар в наши дни возрождается, хотя и не в прежнем виде. Теперь такой подарок, как венчальная пара, нередко сопровождает не только церковный обряд бракосочетания, но и светское свадебное торжество. Обычай предполагает, что эти иконы, которым предстоит занять почётное место в доме, дарят родители новобрачных, однако венчальную пару может преподнести молодым также близкий родственник или друг.