Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1
При храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1

Евхаристия (фрагмент)

На заказ
В наличии
  • Евхаристия (фрагмент)  - фото 1
    Евхаристия (фрагмент) - фото 1
Номер: 21810
Консультация по телефону: +7 (495) 721-84-15
Рассчитать стоимость работы
Мы перезвоним в ближайшее время
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Евхаристия (в переводе с греческого — «благодарение, признательность») считается главным таинством церкви. Именно оно приближает человека к Богу, дарует надежду на спасение души. Хорошо знакомый верующим обряд причастия — вкушение хлеба и вина — это укрепившая в церковной традиции память о Евхаристии апостолов во время Тайной Вечери. Тайная Вечеря во многом была подобна трапезе в честь ветхозаветной Пасхи: перед Спасителем и его учениками был пасхальный агнец, приправленный горькими травами, и пресные хлебцы (опресноки). Такими трапезами дети Израилевы поминали страдания своих предков после Исхода из Египта, во время их сорокалетнего блуждания по безводной пустыне. Однако во время Тайной вечери этот древний обычай стал частью новозаветный истории. Согласно Евангелию от Марка, Иисус благословил хлеб и преломил его перед своими учениками, сказав, что это Тело Его. Затем Он позволил каждому испить из чаши, сказав, что это Кровь Его Нового Завета, за многих изливаемая. Тем самым над апостолами свершилось таинство Евхаристии. Традиционная пасхальная трапеза с тех пор обрела новый смысл — она совершается уже не в память об Исходе иудеев из Египта, а в честь крестной жертвы Спасителя и Его воскресения. И теперь, по прошествии двух тысяч лет, после множества церковных реформ, Евхаристия по-прежнему стоит во главе церковного священнодействия и присутствует в жизни каждого верующего человека.

Данное изображение Евхаристии было создано для храма Святых равноапостольных Константина и Елены при посольстве России в Стамбуле, как часть иконостаса. Оно помещено над Царскими вратами, в одном из медальонов. На этой иконе изображена сцена причащения вином, а в соседнем, симметрично расположенном медальоне — Хлебопреломление. Данный фрагмент иконостаса изображает Спасителя стоящим под киворием (алтарной сенью с колоннами), Его фигура возвышается над фигурами апостолов. Ученики Христа по очереди подходят к престолу, покрытому алой тканью, чтобы принять из Его рук сосуд с вином. На престоле стоит золотой дискос (ритуальное блюдо для просфор), но он пуст — причащение вином происходит после причащение хлебом. Иисус облачён в тёмную тунику с золотым клавом (византийским символом высокого происхождения) и синий гиматий. Его голова, увенчанная золотым крестчатым нимбом, наклонена к апостолам. Композиция иконы, позы Христа и апостолов, а также некоторые архитектурные детали на заднем плане напоминают икону Андрея Рублёва, посвящённую этому сюжету. Современная икона, однако, гораздо более полихромна по сравнению с древним образцом — здесь присутствуют синие и зелёные тона, а особенно сакральные детали (клав на одеянии Христа, дискос, сосуд, края престола) выделены ассистом (штрихами сусального золота).

С сюжетом Евхаристии и присутствующими в храме её изображениями связана Анафора — центральная, важнейшая молитвы Божественной литургии. Она состоит из нескольких частей, в которых возносится благодарение Спасителю, звучит просьба о «преложении» Святых Даров (то есть превращении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), поминаются почившие праведники и славится Святая Троица. Евхаристический канон, как иначе называют Анафору, призван приблизить паству к Богу, снискать Его милость и подготовиться к вкушению Святых Даров.