Сегодня особенный день для мастерской. В этот день, день памяти преподобного Алипия, иконописца Печерского, в 1991 году состоялось первое занятие нашей мастерской с начинающими иконописцами. Сегодня мастерской исполняется уже 28 лет! С помощью Божией и молитвами святого Алипия мы продолжаем Богу угодное дело написания святых образов.
Алипий Печерский (конец 11 - начало 12 века) - преподобный вошёл в традицию, как
родоначальник русского религиозного искусства. Первый русский иконописец, известный по имени, инок Киево-Печерского монастыря.
Принял монашеский постриг при игумене Никоне, позднее был посвящен в сан пресвитера. Учился художеству у константинопольских мастеров, украшавших мозаиками «Великую печерскую церковь» — Успенский собор (построен в
Согласно житию Алипия (которое содержится в послании черноризца Поликарпа к Акиндину, вошедшем в состав Киево-Печерского патерика), с иконами, созданными им либо ангелом, ему помогавшим, были связаны многочисленные чудеса. Один образ Богородицы, к примеру, несколько раз оставался невредимым: сперва при пожаре на Подоле, затем когда рухнула церковь (в Ростове Великом, куда икону отослал Владимир Мономах) и во время еще одного пожара в том же Ростове. Алипий был также славен своим нестяжанием (делил все заработанные деньги на три части: на одну покупал материалы, другую отдавал бедным и третью — в монастырь) и даром врачевания (исцелил прокаженного, помазав — буквально «украсив», лицо его красками, «ими же иконы писаше»).
Церковное предание связывает с именем Алипия ряд особо почитаемых икон (в первую очередь, икону «Предста Царица» в Успенском соборе Московского Кремля). Причислен к лику святых, церковь отмечает память преподобного Алипия 17 (30) августа
На иконе Преподобный Алипий изображен как иконописец- целитель и схимник-монах, являя собой целостную полноту христианской жизни. На Преподобном — монашеский куколь глубокого синего цвета, который, подобно шлему, обнимает голову, синяя схима, светло-коричневая мантия и светлая, золотистая ряса. В правой руке Святой Алипий держит целебную кисть, а в левой — сосудец с краской, получившей в его руках благодатную силу врачевать недуги. Имя Преподобного Алипия и кресты на его схиме написаны тою же красной краской-киноварью. Вся икона написана на свету, который передан здесь через зеленый- цвет Царствия Небесного, Рая.
Очевидна стилистическая близость этого образа Преподобного к фресковым изображениям некоторых преподобных на алтарной преграде Успенского Собора Московского Кремля (1481 г.) и, в целом, обращение к художественному языку иконы конца XY — начала XYI веков, когда мысль о духовном единстве Руси имела прочное духовное основание. «Когда я писал эту икону,-вспоминает художник-иконописец Михаил Пыжов,- образцом для меня служило прежде всего житие Святого Алипия, вписанное в удивительный ряд житий Печерского патерика: И мне важно было передать соборный дух молитвы, дух единства во Христе...
Тропарь преподобного, иконописца Печерского, в Ближних пещерах.
Зраки изобразуя святых на лицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ нарисовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, акт образ, благолепие украшен,/священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.