Данная икона с образами Святого апостола Андрея Первозванного и Святого равноапостольного князя Владимира — уникальная иконографическая разработка иконописной мастерской во имя преподобного Алипия Печерского. Икона была предподнесена в дар Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу в рамках заседания попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, посвященного восстановлению Спасо-Преображенского ставропигиального Валаамского монастыря. Подробнее об этом событии читайте в Новостях.
Богословский смысл иконы — в совместном прославлении Святых, чьими силами Русь стала христианской. По преданию, апостол Андрей, первый ученик Спасителя, принёс в северные земли слово Божие и установил первый крест на холмах будущего Киева. Почти тысячу лет спустя великий киевский князь Владимир Святославич утвердил на Руси христианскую веру, став тем самым Крестителем и преемником апостола Христова. Таким образом, Святой апостол Андрей и Святой князь Владимир — два столпа православной веры, воспринятой от Спасителя через Его первого ученика.
Данная икона изображает Святого Андрея Первозванного и Святого равноапостольного князя Владимира стоящими возле деревянного креста. Апостол Христов изображён в облике старца в серо-голубых одеяниях с золотым клавом. Эти одежды символизируют святость, чистоту и высокое предназначение ученика Спасителя. Лик апостола и его десница с благословением обращены к князю Владимиру, крестителю Руси. На свитке, что держит Святой Андрей, значится: «Обновится земля Русская к Богу Святым крещением». Святой князь Владимир, продолжатель апостольского дела, изображён во цвете лет, в богатом княжеском одеянии — синей тунике, алом узорчатом плаще, золотом оплечье. В левой руке князь держит меч — символ защиты государства и веры. Десницей же он касается креста, как бы одновременно поддерживая, укореняя веру на Руси и черпая в вере силы для своих свершений.
На поземе иконы в традиционной для русской иконописи манере изображены горы — не только как условное изображение киевских холмов, но и как символ горнего мира. На фоне иконы, по сторонам от Святых, изображены самые древние, важнейшие церкви Киева — Софийский собор и Десятинная церковь (ныне разрушенная). Десятинная церковь была возведена в правление князя Владимира на месте гибели первых русских мучеников — Феодора и его сына Иоанна. Образ выполнен на золотом фоне, символизирующем вечность и Божественную благодать, несомую Святыми. По полям иконы и нимбам идёт изящный орнамент ручной работы (цировка).