Введение во храм Пресвятой Богородицы — одно из великих событий её земной жизни. Согласно апокрифическим текстам, родители Пречистой Девы, Святой Иоаким и Святая Анна, получили от ангела Господня долгожданную весть о будущем рождении у них ребёнка. После этого Анна дала обет посвятить своё дитя, будь то сын или дочь, Богу. Поэтому, едва девочке исполнилось три года, родители повели её во главе процессии непорочных дев в Иерусалимский храм. На его пороге Пречистую Деву встречал священник Захария, отец Иоанна Крестителя, и другие служители храма. Оказавшись на первой из пятнадцати ступеней, Дева Мария поднялась к ожидавшим священнослужителями охотно, не оглядываясь на родителей, чем несказанно удивила всех. За этим необыкновенным событием последовало и другое — первосвященник немедленно ввёл дитя в Святая святых (наиболее сакральное место храма, хранилище Скрижалей), куда входил лишь он сам, раз в год. Марии надлежало оставаться в храме до 14 лет, до брачного возраста и помолвки. Эти года она провела в молитве, чтении книг и рукоделии в обществе других юных дев. Во время уединённых молитв к Пречистой Деве являлся ангел, приносивший ей пищу.
Сюжет о введении во храм Пресвятой Богородицы подчёркивает избранность Девы Марии, её готовность выполнить своё высокое предназначение. Это событие предвещает начало Нового Завета: Богоматерь, воплощающая в себе надежду на скорое рождение Спасителя, входит в Иерусалимский храм, неразрывно связанный с ветхозаветной историей. Недаром праздник, установленный в честь введения Пресвятой Богородицы во храм, относится к числу двунадесятых. Он отмечается 4 декабря (21 ноября по старому стилю).
На данной иконе, выполненной на золотом фоне, центром композиции является фигура Пречистой Девы. По традиции, она изображается маленькой, как трёхлетний ребёнок, но в облике взрослой женщины и в замужнем одеянии (синей тунике и пурпурном мафории). Мария стоит на символически изображённой первой ступени храма, к ней склоняются родители, Иоаким и Анна, согласным жестом указывая на дочь. Их головы, как и голова Марии, увенчаны золотыми нимбами. За спинами Святых — процессия дочерей иудейских, чьи жесты выдают удивление и восхищение необыкновенным ребёнком. С другой стороны от Пречистой Девы, на ступенях перед вратами храма, стоит Захария в одеянии священнослужителя. Его седую голову, помимо нимба, венчает небольшая алая шапочка — атрибут пророка. На заднем плане иконы — условное изображение Иерусалимского храма: стены, башни и киворий (алтарная сень) с колоннами. Алая ткань, объединяющая строения — символ связи Ветхого и Нового Заветов. Интересной особенностью данной иконы является совмещение на ней разновременных событий: кроме основного сюжета введения во храм, на заднем плане также изображено принесение ангелом пищи Пречистой Деве.
Перед иконой «Введение Пресвятой Богородицы во храм» молятся о заступничестве Пречистой Девы пред Господом и защите от недругов. К Богоматери взывают в надежде прийти к праведной и добродетельной жизни, устоять перед греховными искушениями. Кроме того, к этой иконе, символизирующей начало нового, важного жизненного этапа, обращаются с просьбой об успехах в работе, о нахождении своего пути в творчестве, о духовном росте. Памятуя о последующем обручении Марии с Иосифом, девушки перед этой иконой просят Богоматерь о счастливом замужестве.