Благовещение Пресвятой Богородицы входит в число библейских сюжетов, наполненных особым смыслом и знаменующих важнейшие события. Согласно Евангелию от Луки и некоторым апокрифам, Дева Мария сидела за прялкой, готовясь соткать завесу для Иерусалимского Храма, когда к ней явился архангел Гавриил со словами радости и благословения, с вестью о её избранности Господом. Мария поначалу смутилась, однако затем приняла волю Божью — это и было моментом непорочного зачатия. Жених Марии, Иосиф, узнал о беременности будущей жены после обручения и хотел отказаться от брака с нею, однако архангел Гавриил явился и к нему, повелев взять жену в свой дом. Иосиф исполнил его волю: взял Пречистую Деву в свой дом как жену, но не имел с нею близости. Принесение архангелом Гавриилом благой вести Деве Марии и сам момент непорочного зачатия означает искупление Богоматерью греха Евы: непокорность Евы привела к изгнанию людей из рая, покорность же Марии дарует человечеству прощение. Праздник Благовещения входит в число великих двунадесятых праздников и отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю).
Иконографическая композиция, посвящённая сюжету Благовещения, очень насыщенна. На данной иконе на переднем плане изображены фигуры Богоматери и архангела Гавриила в золотых нимбах. Дева Мария, сидящая на троне (символическом алтаре) облачена, согласно канону, в пурпурный мафорий и синюю тунику. В руках она держит веретено и красную нить, символ Христовой плоти. Образ Царицы Небесной дополнен ассистом — штрихами сусального золота по темперной краске, украшающими её одеяние и убранство трона (на нём голубые и алые подушки — под цвет одеяния Богоматери). Архангел Гавриил изображён юным, с длинными кудрями, парящим на ало-золотых крыльях и едва касающимся земли. Его облачение также повторяет тон богородичных одежд: синяя туника и светло-сиреневый гиматий. Развевающаяся ткань его одежд (орарь) символизирует приветственный взмах ангельского крыла. Сандалии и крылья вестника украшены ассистом. Правой рукой архангел Гавриил творит благословляющий жест, обращённый к Марии, а в левой держит посох (жезл вестника). На заднем плане иконы высятся белоснежные постройки и кипарисовые деревья — образ Небесного Иерусалима. Алый с золотом велум (навес), перекинутый с одного здания на другое — аллегория связи ветхозаветной и новозаветной истории. Из золотого фона, символизирующего благодать и Божье присутствие, исходит синий луч с силуэтом голубя в небольшой мандорле — это изображение Святого Духа, нисходящего на Деву Марию. Три луча, на которые он распадается — аллегория триединства. Данная икона написана с древнего образца Московской школы иконописи, приписываемого руке Святого преподобного Андрея Рублева.
Пречистая дева считается заступницей верующих во всех невзгодах, поэтому перед иконой Благовещения можно просить её помощи и покровительства, как и перед любой богородичной иконой. Считается, что икона Благовещения Пресвятой Богородицы дарует верующим надежду, избавление от скорбей и душевные силы в тяжёлые времена. Кроме того, молитва перед этой иконой помогает больным в исцелении недугов и заточённым в обретении свободы.