Сошествие Святого Духа на апостолов — одно из важнейших событий новозаветной истории, положившее начало проповеди апостолов и становлению Церкви Христовой в разных землях. Оно произошло в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Воскресения Господня. Переходящий двунадесятый праздник, установленный в честь этого события — день Святой Троицы — отмечается в восьмое воскресенье после Пасхи. Согласно «Деяниям Святых апостолов», двенадцать учеников Спасителя собрались утром того дня в Сионской горнице, где произошла Тайная Вечеря. Двенадцатым, ввиду предательства и самоубийства Иуды Искариота, был избран Матфий (которого не следует путать с Левием Матфеем, евангелистом, уже бывшим в числе апостолов). Внезапно поднялся страшный, подобный ветру, шум и, сорвавшись с небес, заполнил комнату. С ним апостолам явились языки пламени, которые, разделившись, остановились над головой у каждого из них. Это и был снизошедший на учеников Христовых Святой Дух — исполнившись Его, апостолы заговорили на разных языках, готовые начать проповедь во всех уголках мира. Наблюдавшие это иудеи (в тот день в Иерусалиме отмечали Шавуот, обретение Моисеева пятикнижия) принялись насмехаться над апостолами. Однако Пётр, первый среди учеников Христа, встал и объявил миру о свершившемся — о Сошествии Святого Духа, о начале проповеди Слова Божия и становлении Церкви Христовой на земле.
Иконография Сошествия Святого Духа на апостолов начинает формироваться в Византии в VI веке, однако впоследствии не раз значительно меняется. Данная икона наиболее близка к новгородским образцам XV-XVI века. На золотом фоне иконы помещены две башни, условно ограничивающие пространство Сионской горницы, сам же триклиний (зал) изображён в виде полукруга. Апостолы, сидящие по обеим сторонам вдоль стен, держат в руках свитки, символы проповеди. В центре полукруга сидят два верховных апостола, Пётр и Павел, а свободное пространство между ними (Этимасия, Престол уготованный) напоминает об отсутствующем Учителе. Позы и жесты апостолов свидетельствуют об их общности, неразрывном единстве, которое станет одним из краеугольных камней христианского мировоззрения. Из синего сегмента небес над их головами исходит двенадцать лучей. На данной иконе не изображены языки пламени, «почившие» над головами апостолов — вместо них символами снизошедшей благодати становятся золотые нимбы. В нижней части иконы изображена арка, в чёрном проёме которой стоит старец в царских одеждах, который держит убрус (ткань) с лежащими на ней двенадцатью свиткам. Этот старец («Царь») — аллегория Космоса, всего мира, пребывающего в темноте неведения в ожидании Слова Божия.