Образ Спаса в силах известен в древнерусской иконописи с начала XV века. В основе его иконографии лежит образ Спаса на престоле. Подобно Спасу на престоле, Спас в силах — ростовое изображение сидящего Христа, часто помещаемое в центр деисусного чина иконостаса. Однако, по сравнению со Спасом на престоле и многими другими иконографическими вариантами изображения Спасителя, Спас в силах отличается колоссальной символической насыщенностью. Среди символов, составляющих этот извод, присутствуют не только атрибуты Христа, но и множество деталей христианского мироустройства. В этом и заключается важнейшая особенность Спаса в силах: образ показывает всё величие Спасителя, всю полноту Его власти над миром. Здесь Он предстаёт и Владыкой, сущим на Небесах и на земле, и Судией в день гнева, и Пастырем, несущим людям Евангелие (Благую весть), и Творцом в центре мироздания.
Как и многие изводы, Спас в силах имеет у истоков своей иконографии священный текст. В данном случае это видение славы Божией, описанное пророком Иезекиилем. Первым и наиболее ярким изводом, написанным на основе этого текста, стала икона Андрея Рублёва (1408 год). Данная икона Спаса в силах, созданная в мастерской, сохраняет все значимые детали старинного образа. Охристый фон иконы (символически тождественный с золотым) почти полностью закрыт алым прямоугольником, стороны которого чуть вогнуты. В его углах помещён Тетраморф — символы четырёх евангелистов: ангел (Матфей), лев (Марк), телец (Лука) и орёл (Иоанн). Четырёхугольная фигура — аллегория земной тверди, образованной четырьмя стихиями, простирающейся в четыре стороны света. Тетраморф же обозначает, что Слово Божие, заключённое в Евангелие, звучит во всех уголках мира. Поверх алого прямоугольника наложена мандорла овальной формы, заполненная изображениями шестикрылых серафимов. Это аллегория Царствия Небесного. Наружная часть овала небесно-синяя, внутренняя, ближняя к Спасителю — зелёная, символизирующая вечную жизнь. У подножия престола Владыки изображены алые крылатые кольца — силы небесные, давшие название изводу. Фигура Спасителя на престоле окружена алым ромбом — символом творящей энергии Создателя, небесного пламени, неопалимой купины. Христос, изображённый на престоле, облачён в золотые одежды, Божественный свет которых истекает в четыре стороны золотыми лучами. Его голову венчает золотой крестчатый нимб. Правая рука, поднятая в именословном перстосложении, творит благословляющий жест, левая поддерживает раскрытое Евангелие. Текст на страницах книги гласит: «Аз есмь воскрешение и живот, веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин.11:25).
Данная икона Спаса в силах входит в состав иконостаса, написанного мастерской для храма в честь иконы Божией Матери Всецарица (Онкологический центр, г.Балашиха).