В русской иконописи, как и в христианском искусстве в целом, центральным всегда был образ вочеловечившегося Бога и Сына Божия, Иисуса Христа. Икона Спасителя, или Спаса — средоточие духовности, «душа» любого храма, а потому неудивительно, что Его иконография настолько многообразна. Спаситель чаще всего предстаёт в образе Небесного Царя и Судии, отсюда и самый распространённый иконографический тип — Христос Пантократор (Вседержитель). Изображение Христа-Судии осеняло всё храмовое пространство, располагаясь под куполом. И всё же «замковым камнем» церкви, как правило, было изображение Спаса на престоле или Спаса в силах, занимавшее центральное положение в деисусном чине традиционного древнерусского иконостаса. Спас в силах — извод, возникший на Руси в XV веке, многими чертами схожий со Спасом на престоле, но насыщенный большим числом символов, выработанных иконописной традицией. Эта икона объединяет в себе и образ Христа-Судии в момент второго пришествия, и образ Царя царей, сущего на земле и на небесах, и образ Агнца, принесшего человечеству Евангелие (Благую Весть), и образ Творца, являющего Божественный промысел.
В основу иконографии Спаса в силах положено видение славы Божией пророку Иезекиилю, подробно описанное в его книге. На данной иконе, следуя изводу, на золотом фоне помещён алый прямоугольник, в который вписана вся композиция. Эта фигура — символ земли, образованной четырьмя стихиями и четырьмя сторонами света. В её углах изображены символы евангелистов — ангел (Матфей), орёл (Иоанн), телец (Лука) и лев (Марк) — в знак того, что Слово Божие звучит во всех уголках мира. На прямоугольник наложен синий овал (мандорла) — символ Вселенной, Царствия Небесного. Мандорла заполнена изображениями четырёхкрылых серафимов, а в основании престола Господня помещены крылатые кольца — те самые «силы небесные», что дали название изводу. Сама фигура Спасителя окружена алым ромбом, трактуемым как символ огненной сущности Бога, неопалимой купины, огромной созидающей силы Творца. В иконографии Иисуса Христа сочетание алого и синего цветов встречается очень часто: оно отражает единение человеческого и Божественного начал в Спасителе. Сам же Спаситель здесь изображён сидящим на престоле в сияющих Божественным светом золотых одеждах. Его голову венчает крестчатый нимб, десница приподнята в благословляющем жесте, на коленях стоит Евангелие, раскрытое на тексте «Аз есмь воскрешение и живот, веруяй в Мя, аще и умрет оживёт». Евангелие — аллегория всего христианского учения, принесённой Спасителем благой вести.
Образ Спаса в силах преимущественно трактуется как образ Христа во время второго пришествия, в день Страшного Суда. Недаром в пространстве храма он расположен так, словно к нему обращены не только молитвы паствы, но и молитвы заступников-святых, окружающих Его в деисусном ряду иконостаса. Однако в лике всеведущего Судии и Небесного Царя нет гнева — Его всеведение и справедливость неотделимы от милосердия, сулящего людям прощение.