История образа
История образа Богоматери «Прибавление ума» (или «Подательница ума») необычна — как и его иконография. По преданию, икона была создана во времена церковного раскола (XVII век). Неизвестный иконописец, работавший над созданием иконы, был ввергнут в сомнение и духовное смятение церковными реформами, тщетно пытался постичь истину. В отчаянии он взмолился Заступнице, и ему было видение: Божия Матерь пообещала укрепить сметённый разум иконописца, едва тот завершит работу над образом. Это видение мастер и положил в основу будущей иконы — и по окончании работы над ней был исцелён. Образ Богоматери «Прибавление ума» со временем явил свою чудотворную силу и стал почитаем по всей Руси. В день Успения Пресвятой Богородицы — 28 (15 по ст. ст.) августа — совершается празднование и в честь этой иконы.
К этой иконе Божией Матери обращаются, главным образом, за помощью в умственных трудах. «Подательница ума» особенно покровительствует тем, кто стремится к успеху в учении, поэтому перед ней часто можно видеть студентов и школьников. Кроме того, перед этим образом молятся о детях, отстающих в развитии от своих сверстников — из-за болезни или тяжёлого детства.
Описание иконы
Иконография данного храмового образа Богородицы с Младенцем во многих отношениях необычна. Фигуры Матери и Сына почти полностью скрыты окутывающей их фелонью — алой с золотыми и жемчужными узорами. Этот элемент богослужебного облачения подчёркивает неразрывную близость Богородицы и Христа, а также символизирует жертвенность (алый цвет). Богоматерь изображена в простой белоснежной накидке, а Спаситель — в царских одеждах, с державой в руках. Тем не менее, головы обоих увенчаны не только нимбами, но и коронами, что подчёркивает величие Вседержителя и Царицы Небесной. По обе стороны от Божией Матери и Иисуса помещены парящие на облаках ангелы с зажжёнными свечами, а над головами и у края одежд — огненные шестикрылые серафимы. Фигуры Богородицы и Христа, объединённые фелонью, парят в арке, аллегорически обозначающей врата Рая. У основания узорчатой арки условно изображены белые здания за крепостными стенами — символ небесного града Иерусалима. Образ изобилует деталями, связанными со светом — это и свечи в руках ангелов, и лампады на арке, и звёзды в синеве неба. Многие из этих деталей выполнены в технике ассиста (штрихами сусального золота). Даже сами фигуры Богоматери и Христа, композиционно объединённые, приобретают вид свечи, сияющей над миром. Таким образом, данная иконография воплощает свет истины, который дарует Богоматерь, подательница духовных благ.
Данный образ написан по заказу одного из крупнейших меценатов современной России.