Успение Пресвятой Богородицы — праздник, сочетающий в себе и скорбь, и радость. Он был учреждён в память о дне, когда Божия Матерь оставила земной мир и отошла в Царствие Небесное. Праздник Успения отмечается 28 (15 по ст.ст.) августа. Ему предшествует пост, по строгости уступающий лишь Великому, далее следуют восемь попразднств (дней, составляющих продолжение праздника). Тем самым подчёркивается огромная духовная значимость этого двунадесятого праздника.
В Писании мало сказано об обстоятельствах кончины Девы Марии, но авторы апокрифов, начиная с Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла, подробно повествуют о чудесах, сопровождавших Успение. Богоматерь, завершив свой апостольский подвиг в далёких землях, возвратилась в Иерусалим, в дом Иоанна Богослова, чьим заботам её перед смертью поручил Иисус. Невзирая на препятствия, чинимые иудеями, она постоянно ходила молиться ко Гробу Господню. Однажды во время молитвы ей явился Архангел Гавриил, принесший весть о скором её переселении в Царствие Небесное. Архангел оставил Божией Матери знак — пальмовую ветвь. Вернувшись к единоверцам, Богородица рассказала о полученной вести старейшине Иосифу Аримафейскому и более всего желала видеть у своего одра апостолов Христовых — и они, рассеянные по всему миру, были чудесным образом перенесены в Иерусалим. Когда пришло время Пречистой Деве покинуть земную юдоль, на комнату снизошёл ослепительный свет, от которого померкли свечи, и в сиянии явился Господь, окружённый сонмом ангелов, небесных сил и праведных душ. Божия Матерь с радостью предала свою душу в руки Сыну и во славе взошла на Небеса. Апостолы, хотя и оплакивали разлуку с Богоматерью на земле, преисполнились благодати и духовного света. Погребению Богородицы пытались помешать иудеи, но облако скрыло процессию от нечестивцев. Иудейскому священнику, пытавшемуся опрокинуть ложе Богоматери, невидимая сила отсекла руки, после чего он раскаялся, уверовал и был исцелён. Пречистая Дева была погребена в Гефсимании, возле могил родителей, Иоакима и Анны, и супруга, Иосифа Обручника. Через несколько дней тело Богоматери исчезло, остались лишь благоухающие пелены — Дева Мария вознеслась на Небеса. В тот же день апостолы слышали её голос, произнесший «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».
На данной иконе Успения Божией Матери Пречистая Дева покоится на ложе со скрещенными на груди руками, окружённая апостолами и епископами (в крестчатых омофорах, с евангелиями в руках). Усопшая облачена в свой обычный замужний убор — синий хитон и тёмный мафорий со звёздами. На переднем плане в изголовье стоит апостол Пётр с кадилом, а в изножии — апостол Павел. С другой стороны к одру Богородицы, словно к алтарю, припадают двое апостолов. Один из них — апостол Иоанн, в чьём доме жила Богоматерь. Остальные апостолы изображены со скорбно прижатыми к сердцу или к лицу руками, однако в этот печальный час особенно заметно их единство, сплочённость вокруг юной Церкви Христовой. Над ложем Богоматери, в синей мандорле, пронизанной лучами, изображён Христос в сияющих золотом одеждах. Он держит на руках спеленатого младенца — душу Богородицы. Фон иконы — условное изображение Иерусалима, где окончила свои земной путь Дева Мария.
В день Успения первые христиане лишились любимой и почитаемой ими земной наставницы, но обрели Небесную Заступницу, неустанно ходатайствующую пред Господом о милости для всего рода человеческого. Поэтому перед иконой Успения Божией Матери верующие просят о помощи, о прощении своих прегрешений и о спасении души. Кроме того, ей возносят молитвы об усопших близких.