При храме Иконы Божьей Матери
«Всех Скорбящих Радость»
на Большой Ордынке,
г. Москва

Звоните нам с 10.00 до 21.00:
Приходите в мастерскую:
пн -пт с 10.00 до 21.00, сб. с 13.00 до 18.00.
м. Новокузнецкая, Пятницкая улица, 3/4 стр.2
Поиск иконы по алфавиту
 



  • Главная
  • Новости
  • Иконостас для храма Святителя Николая в Салтыковке – «новый взгляд на изобразительность в иконописи»

Иконостас для храма Святителя Николая в Салтыковке – «новый взгляд на изобразительность в иконописи»

10.09.2016
Иконостас (общий вид)
Иконостас (общий вид)
Коллективом иконописцев мастерской во имя святого преподобного Алипия Печерского при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке был создан иконостас для храма в честь Святителя Николая в поселке Салтыковка. Творческим руководителем этого проекта была матушка Ирина Кулешова, главный художник мастерской. В основе создания этого иконостаса лежала идея уникальности, творчества в рамках искусства иконописи. Поэтому и замысел был в том, чтобы сделать иконостас, отличающийся от всех предыдущих иконостасов мастерской и от творений других мастеров.

Был создан свой особенный стиль иконописного ансамбля. За основу стиля икон были взяты образцы церковного искусства времен палеологовского возрождения, последнего периода расцвета и существования Византийской Империи. Это образцы из сербского монастыря Сапочаны, которые являются шедевром палеологовского искусства. Также в данной работе мастерская использовала произведения классической византийской школы, такие как венецианские и сицилийские образцы. Главная задача иконописцев заключалась в преобразовании всего множества образцов к единому стилю и классическим пропорциям. То есть была проведена кропотливая работа с монументальными видами живописи – фресками. И здесь мы встречаем преобразование одного вида изображения в другой, подходящий для перенесения на иконную доску. С каждым образцом велась подробная работа. Очень много внимания уделялось рисункам, чтобы привести все изображения к единому стилю.

Для Деисусного чина иконостаса были взяты образцы фресок из Сапочанского монастыря и из Сицилии. Так, например, фигуры и украшения одежд архангелов брались из сицилийских образцов. Но для сохранения единого стиля, приближения их к образам из Сапочанского монастыря, взятым за основу, пришлось переработать фигуры полностью, изменить их пропорции, добавить движения, складки одежд и в целом сделать изображения более гармоничными.

В местном ряду иконостаса, например, для написания икон архидьяконов брались сицилийские образцы из монастыря в Монреале. Также полностью преобразовывались складки одежд, постановка фигур и пропорции.

Для написания иконы Спасителя в данном иконостасе была взята за образец собственная иконографическая разработка мастерской. Декор трона на иконе также является уникальным и создавался на основе византийских узоров.

По словам руководителя мастерской Татьяны Трубниковой: «в данном иконостасе была сделана попытка переосмысления шедевров религиозного искусства древности. Образцы для написания икон прошли серьезную переработку, творческую, духовную и стилистическую».

Матушка Ирина Кулешова: «Данные разработки можно назвать новым взглядом на изобразительность в иконописи».

Иконостас (фрагмент)
Архангел Гавриил
Архангел Михаил
Архидиакон Стефан
Благовещение Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица на престоле
Святой Георгий Победоносец
Спаситель на престоле
Святитель Николай Мирликйский
Святой Илия Пророк
Святая Троица
Святой Иоанн Златоуст
Святой Лаврентий
Апостол Павел
Апостол Петр
Спаситель на престоле
Спаситель на престоле (образец)
Святой Георгий Победоносец (образец)
Праотцы (образец)
Богородица на престоле (образец)
Архангелы (образец 1)
Архангелы (образец 2)