Работа над иконой была завершена в день памяти преподобного Алимпия, покровителя мастерской и празднования 25-летия со дня ее основания (30августа).
"Страшный Суд" - икона, содержащая в себе необычный сюжет. Ведь на ней изображен не праздник и не житие святого. Однако значима она для каждого православного христианина заключенными в себе размышлениями о будущем всего человечества, о конце времен и суде. Сюжет икон основан на Священном Писании, неоднократно рассказывающем на своих страницах о том, что Бог "назначил день, в который будет праведно судить вселенную" (Деян. 17:31). "... приидет Сын Человеческий... и тогда воздаст каждому по делам его" (Мф. 16:27; Иуд. 14-15).
Сложная для восприятия композиция наполнена многочисленными деталями (действующими лицами и событиями), преследующими в своей совокупности единую цель напоминая человеку об осознании своей греховности, будущем суде и своем месте в Вечности. "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других; как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые поправую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира..." Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его..." И пойдут сии в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную" (Мф. 25:31-34, 41, 46).
За образец написанной в мастерской иконы был взят образ Страшного Суда, созданный мастерами Ярославской школы в середине XVI века и хранящегося в настоящий момент в Ярославском художественном музее.
В процессе работы над образом ярославский образец сравнивался с другими имеющимися иконами Страшного Суда, в результате чего в оригинальную композицию был внесен ряд корректировок. Например, был дописан благоразумный разбойник, а также вставлен ангел, держащий свиток день и ночь. Помимо этого, была произведена корректировка в соотношении размера фигур. Так, ряд ангелов был написан соразмерно ряду апостолов, тогда как в оригинале ангелы были изображены чуть больше апостолов.
Кроме того, были произведены тщательные научные изыскания в области надписей тех или иных сюжетных мест на иконе.