При храме Иконы Божьей Матери
«Всех Скорбящих Радость»
на Большой Ордынке,
г. Москва

Звоните нам с 10.00 до 21.00:
Приходите в мастерскую:
пн -пт с 10.00 до 21.00, сб. с 13.00 до 18.00.
м. Новокузнецкая, Пятницкая улица, 3/4 стр.2
Поиск иконы по алфавиту
 



  • Главная
  • Новости
  • Икона Божией Матери "Трёх Радостей" для потомков дома Романовых

Икона Божией Матери "Трёх Радостей" для потомков дома Романовых

10.12.2016
Икона Божией Матери "Трёх Радостей" для потомков дома Романовых
Иконописной мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке был сделан заказ на написание иконы Пресвятой Богородицы «Трёх радостей» для одних из потомков династии Романовых. Выбор этой иконы, привезённой в Россию в виде списка с работы Рафаэля, выглядит неслучайным: в этом образе сочетаются выразительные черты европейского (итальянского) Возрождения и духовность, привнесённая русской иконописной традицией. Кроме того, дом Романовых связан с этим богородичным образом семейной легендой. Готовый образец, созданный в мастерской, имеет размеры 50х50 см.

Икона Божией Матери «Трёх радостей» имеет необычную историю, истоки которой — в творчестве Рафаэля Санти, «титана Возрождения». Одна из его картин на религиозные сюжеты — «Мадонна в кресле» (называемая также «Святое семейство») — в виде списка была привезена в Россию в XVIII веке. Некоторое время она находилась на церковной паперти, возле храма в честь Святой Троицы на Грязех. Вскоре икона (именно так восприняли картину православные верующие) явила свою чудотворную силу. К ней обратилась с молитвой прихожанка, на которую обрушились тяжкие испытания. И её беды, одна за другой, отступили: оклеветанный супруг прихожанки был возвращён из ссылки, пленённый на войне сын — освобождён, а отобранные неправым судом земли — возвращены владельцам. Так образ обрёл своё православное название — икона Пресвятой Богородицы «Трёх радостей». В годы советской власти чудотворная икона была утеряна, но до нас дошёл список с неё (середина XIX века), прославившийся при возрождении Троицкой церкви в 1992 году. Память этой иконе совершается 8 января (26 декабря по ст.ст.).

С домом Романовых икону Богоматери «Трёх Радостей» связывает семейная легенда о фрейлине Аксаковой, подарившей этот образ императрице Марии Александровне (жене Александра II). После смерти императрицы фрейлина хранила икону у себя, а затем преподнесла её великому князю Сергею Александровичу (сыну Марии Александровны и Александра II) в день его свадьбы. «Я хочу, чтобы Ваша невеста приняла образ, как благословение от Вашей матери...» — сказала Аксакова, передавая икону великому князю и его молодой жене, Елизавете Федоровне. К несчастью, эта реликвия впоследствии была утеряна.

Икона, выполненная иконописцами мастерской для княгини Романовой, в наибольшей степени следует образцу XIX века. Иконописцы стремились приложить к творению Рафаэля православные иконографические каноны, сохраняя при этом уникальные особенности образа. Их стараниями фигуры Святых утратили скульптурную реалистичность и «светскость», присущие картинами Ренессанса, а лики стали более аскетичными и одухотворёнными. Примечательно, что работа над иконой совпала по времени с выставкой картин Рафаэля, проводившейся в Пушкинском музее Москвы.

Композиция иконы вписана в овальный контур, помещённый на зелёный фон с золотыми узорами. Сама икона выполнена на живописном фоне. На ней изображена Богоматерь, держащая на руках Младенца, склонившийся к её коленям Святой Иоанн Предтеча и Святой Иосиф Обручник. Нимбы, венчающие головы Святых, а также все надписи на иконе исполнены золотом. Одеяния Богородицы и Христа практически сохранены в том виде, в котором были написаны Рафаэлем, а потому довольно далеки от православной традиции: Богоматерь изображена в сине-алом облачении с зелёной накидкой, отделанной золотом и серебром; Младенец Христос — в жёлтом (золотом) хитоне. Нехарактерна и поза Матери и Сына, динамичная и реалистичная, создающая глубокую перспективу. Однако лики Святых, с большими глазами и тонкими чертами, приближают их образы к древнерусским канонам иконописи. Святой Иоанн Предтеча с посохом, молитвенно сложивший ладони, воплощает собой поклонение Святому семейству. Бесконечно выразителен образ Святого Иосифа — он изображён глубоким старцем в тёмных, словно монашеских одеждах, его аскетичное лицо, обращённое к Матери и Сыну, исполнено печали и кротости.

Образ Божией Матери «Трёх радостей» — одна из тех икон, при работе над которыми мастерам требовался особенно напряжённый духовный поиск и тщательное продумывание деталей. Важно было сохранить ценность древнего образца и, в то же время, привнести те черты, что делают изображения Святых православной иконой.