Иконописная мастерская во имя святого преподобного Алипия Печерского
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1
При храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, г. Москва
Пн. - Пт: 09:00 – 21:00 Сб.: 13:00 – 18:00
г. Москва, ул. Гиляровского, 68с1

Икона Божией Матери "Трёх Радостей" для потомков дома Романовых


Икона Божией Матери «Трёх радостей» имеет необычную историю, истоки которой — в творчестве Рафаэля Санти, «титана Возрождения». Одна из его картин на религиозные сюжеты — «Мадонна в кресле» (называемая также «Святое семейство») — в виде списка была привезена в Россию в XVIII веке. Некоторое время она находилась на церковной паперти, возле храма в честь Святой Троицы на Грязех. Вскоре икона (именно так восприняли картину православные верующие) явила свою чудотворную силу. К ней обратилась с молитвой прихожанка, на которую обрушились тяжкие испытания. И её беды, одна за другой, отступили: оклеветанный супруг прихожанки был возвращён из ссылки, пленённый на войне сын — освобождён, а отобранные неправым судом земли — возвращены владельцам. Так образ обрёл своё православное название — икона Пресвятой Богородицы «Трёх радостей». В годы советской власти чудотворная икона была утеряна, но до нас дошёл список с неё (середина XIX века), прославившийся при возрождении Троицкой церкви в 1992 году. Память этой иконе совершается 8 января (26 декабря по ст.ст.).

С домом Романовых икону Богоматери «Трёх Радостей» связывает семейная легенда о фрейлине Аксаковой, подарившей этот образ императрице Марии Александровне (жене Александра II). После смерти императрицы фрейлина хранила икону у себя, а затем преподнесла её великому князю Сергею Александровичу (сыну Марии Александровны и Александра II) в день его свадьбы. «Я хочу, чтобы Ваша невеста приняла образ, как благословение от Вашей матери...» — сказала Аксакова, передавая икону великому князю и его молодой жене, Елизавете Федоровне. К несчастью, эта реликвия впоследствии была утеряна.

Икона, выполненная иконописцами мастерской для княгини Романовой, в наибольшей степени следует образцу XIX века. Иконописцы стремились приложить к творению Рафаэля православные иконографические каноны, сохраняя при этом уникальные особенности образа. Их стараниями фигуры Святых утратили скульптурную реалистичность и «светскость», присущие картинами Ренессанса, а лики стали более аскетичными и одухотворёнными. Примечательно, что работа над иконой совпала по времени с выставкой картин Рафаэля, проводившейся в Пушкинском музее Москвы.

Композиция иконы вписана в овальный контур, помещённый на зелёный фон с золотыми узорами. Сама икона выполнена на живописном фоне. На ней изображена Богоматерь, держащая на руках Младенца, склонившийся к её коленям Святой Иоанн Предтеча и Святой Иосиф Обручник. Нимбы, венчающие головы Святых, а также все надписи на иконе исполнены золотом. Одеяния Богородицы и Христа практически сохранены в том виде, в котором были написаны Рафаэлем, а потому довольно далеки от православной традиции: Богоматерь изображена в сине-алом облачении с зелёной накидкой, отделанной золотом и серебром; Младенец Христос — в жёлтом (золотом) хитоне. Нехарактерна и поза Матери и Сына, динамичная и реалистичная, создающая глубокую перспективу. Однако лики Святых, с большими глазами и тонкими чертами, приближают их образы к древнерусским канонам иконописи. Святой Иоанн Предтеча с посохом, молитвенно сложивший ладони, воплощает собой поклонение Святому семейству. Бесконечно выразителен образ Святого Иосифа — он изображён глубоким старцем в тёмных, словно монашеских одеждах, его аскетичное лицо, обращённое к Матери и Сыну, исполнено печали и кротости.

Образ Божией Матери «Трёх радостей» — одна из тех икон, при работе над которыми мастерам требовался особенно напряжённый духовный поиск и тщательное продумывание деталей. Важно было сохранить ценность древнего образца и, в то же время, привнести те черты, что делают изображения Святых православной иконой.
10 декабря 2016
Рассчитать стоимость работы
Мы свяжемся с вами в течение 10 минут
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.