Данная икона Рождества Пресвятой Богородицы «Лукиановская» была написана для единственного в России Музея Гуся лечебно-оздоровительного комплекса «Гуселетовские плесы» города Барнаул, Алтайского края. Подробнее об этом событии читайте
здесь.
Оригинал иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Лукиановская», взятый за образец, является чудотворным образом и главной святыней Лукиановой пустыни (Владимирская область). Изначально данный образ был храмовой иконой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Игнатьевском, построенной при царе Федоре Иоанновиче в 1594 году. По преданию, однажды икона чудесным образом перенеслась из церкви в лес в трех верстах от села. Ее нашли и вернули на место, но на следующий день всё повторилось. Вскоре церковь была перенесена на новое место. В Смутное время храм был разорен, уцелели только две иконы, одна из которых Рождества Богородицы. В 1640 году в эту местность пришел инок (монах) Лукиан из Угличского Покровского монастыря и основал на месте разрушенной церкви монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, который со временем стал называться его именем. Икона Рождества Богородицы стала его главной святыней. В 1654 и 1771 годах благодаря ее чудотворной помощи был дважды спасен от эпидемии чумы город Александров.
Икона имеет сложную композицию: на ней изображены одновременно несколько сцен из истории рождения Богородицы от Ее праведных родителей Иоакима и Анны. В верхней части иконы симметрично помещены Святые Иоаким и Анна, получающие весть о рождении дочери. Праведный Иоаким изображён в момент скорбного удаления в пустыню, его супруга — среди деревьев возле дома. Оба молитвенно воздевают руки к сегменту небес, откуда им послан благословляющий жест. Изображения родителей Богоматери объединены алым велумом между зданиями. Ниже помещена сцена принесения Святой Анне даров по случаю рождения дочери. Одна из прислужниц поддерживает праведную Анну после её трудов, другие женщины несут к её ложу золотые блюда и кувшины. Правее, на подобии престола с куполообразным завершением, сидят оба супруга с дочерью Марией, склонив друг к другу головы. Ниже прислужницы омывают новорожденную, пеленают и укачивают в колыбели. Самая нижняя часть ковчега резко отделена от остального пространства иконы каменной стеной с городками. Её фон — равномерно коричневый, без архитектурных деталей. В центре изображён сосуд, из которого пьют, симметрично склонившись, два белых лебедя. По сторонам от них — ещё две птицы, чистящая перья и взмахивающая крыльями. Лебедь — иконографический символ верности и целомудрия. Он нередко появляется на праздничных иконах, связанных с житием Богоматери и её праведных родителей. Поля иконы — тёмно-зелёные с киноварной опушью и золотой подписью.
Лукиановской иконе Рождества Божией Матери молятся о защите и помощи для страждущих. Она оберегает больных и немощных, сирот и вдов, скорбящих и покинутых. Всякий верующих, столкнувшись с жизненными невзгодами, может искать у неё ободрения. Празднование в честь этой Богородичной иконы совершается 21 (8 по ст. ст.) сентября.