Праздник Рождества Пресвятой Богородицы — по словам Святого Андрея Критского, «начало всех праздников». Действительно, остальные двунадесятые праздники хронологически следуют за ним. Однако, если говорить об истории церкви, празднование Рождества Пресвятой Богородицы, как и других богородичных праздников, было установлено позднее, чем тех, что связаны с земной жизнью Христа. Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 (8 по ст. ст.) сентября.
Рождество Пречистой Девы — событие, подводящее Священную историю к началу Нового Завета. Однако, несмотря на важность этого события, предсказанного ветхозаветными пророчествами, повествование о нём довольно краткое. Праведные Иоаким и Анна, жившие в Иерусалиме, не имели потомства и печалились об этом. Когда Иоаким отправился в Иерусалимский храм, желая принести жертву, первосвященник не принял её, потому что Иоаким не продлил род Израилев. Иоаким, скорбя, удалился в пустыню, чтобы творить там молитвы. Анна же, оставшись дома одна, тоже молилась, и общая молитва супругов была услышана. К каждому из них явился ангел, пообещавший зачатие и рождение у них ребёнка. Тогда Иоаким возвратился в города, и счастливая Анна выбежала ему навстречу, после чего супруги зажили в покое, ожидая рождения ребёнка. По прошествии положенного срока праведная Анна родила дочь, и супруги дали обет вскорости отдать девочку на служение в Иерусалимский храм до достижения ею брачного возраста.
Данная икона Рождества Пресвятой Богородицы — многофигурная композиция со множеством деталей. При её создании за основу была взята древняя икона, созданная иконописцами школы преподобного Андрея Рублёва. Фигура Святой Анны, сидящей на ложе, больше остальных — тем самым подчёркнута её роль в свершившемся великом событии. Ложе накрыто тканями с золотой каймой, а сама Святая облачена в золотой хитон — этот цвет символизирует Божье присутствие и благодать. Возле роженицы на столе стоят золотой кубок и сосуд. Святая Анна окружена девами-прислужницами и повитухами. Две из них, сидящие на низких скамьях, готовятся омыть Деву Марию. Держа на руках девочку, они проверяют, не холодна ли вода в купели и кувшине. Две другие стоят у ложа Анны, одна из них держит опахало. Святой Иоаким пространственно отделён от жены и дочери и изображён в проёме отдельной архитектурной кулисы, так как мужчинам не дозволялось заходить на женскую половину во время родов. Рука Святого поднята в жесте праведника. На фоне иконы изображены затейливые архитектурные сооружения — это образ Золотых Ворот, возле которых произошла радостная встреча супругов. Архитектура на данной иконе исполнена в стиле, характерном для школы преподобного Андрея Рублева. Стены строений украшены изящными узорами и орнаментами. Фон иконы в целом примечателен тщательной проработкой деталей и изысканностью цветовых соотношений. Та половина иконы, где изображена Святая Анна, и та, где помещён Святой Иоаким, объединены велумом — алой тканью, переброшенной с одной постройки на другую. Велум, кроме того, является символом связи Ветхого и Нового Заветов.
Молитва перед этой праздничной иконой имеет особую силу, ведь изображаемый на ней момент для верующих означает пришествие в мир Заступницы, несущей надежду на спасение. Считается, что любое достойное дело и начинание получает поддержку Божией Матери, если вознести об этом молитву перед иконой Рождества Богородицы. Кроме того, в молитвах, обращаемых к ней, звучит просьба о наставлении на путь истинный и спасении заблудших душ. Также, по традиции, к этой иконе обращаются супружеские пары, желающие произвести на свет долгожданное потомство. Помогает икона и в случае любого разлада в семейной жизни.